
* Данный текст распознан в автоматическом режиме, поэтому может содержать ошибки
АКВИЛОН [655 -656] АКТ АКВИЛОН — древнеримское название сев.-восточного, иногда — северного ветра. Как и другие ветры, А. представляли бо жеством, олицетворявшим эту силу приро ды. П у ш к и н посвятил ему стихотворе ние «А.». АКНСАЙД [MarkAkenside, 1721—1770]— английский поэт, один из главных деяте лей просветительного движения в Англии, наряду с А д д и с о н о м и С т и л е м (см. «Английская лит-ра*). Последователь Л о к к а. Произведения А.—к A Hymn to Science* (Гимн науке), дидактическая по эма «The Pleasure of Imagination* в трех книгах, написанная белым стихом, и др. С м о л л е т вывел А. в своем «Перегрин Пиккл». АКР0М0Н0ГРДММА — стихотворение, в к-ром конечный слог каждого стиха повторяется в следующем за ним стихе как начальный, напр.: «U плещет светлая волна Н а аолотоЙ песок». А. в то же время знакомила зап.-европей ский пролетариат с русской художествен ной лит-рой: сю напечатан в «Neue Zeit» ряд статей, посвященных Н е к р а с о в у , Чехову, Андрееву, Горько¬ м у. Написанные простым, ясным и в то же время образным я з . , очерки А. обнару живают незаурядное критическое чутье и художественную восприимчивость. Библиография: В 11)23 н Минске подай сб. отатсіі А. #Лнт. крптпч. очерки» под ред. л с иступит, статьей С. I I . В о л ь ф о в н а . В сборник вошли статьи: Г. Плохаиоп об искусстве; Жан-Жак Руссо; Готфрид К е.і л ер; Оошшнме мотины о проианедепиях Германа Зудорыана; Социальные U TI U а драмах O ID Гауптмаыа; понходогнл неоромантизма. Распространенной А. является один из видов стихотворений с так наз. «начальной рифмой», напр.: «Реет тень голубая, о б г я т а А р о м а т о м нескошенных трон*. АКРОСТИХ —стихотворение, в котором начальные буквы строк образуют какоелибо слово или фразу, напр.: «Лазурный день Угас, угае, Ночная тень, А х , скрыла нас* — Л у н а . А. пишется обычно в стихах с посвящением (начальные буквы строк и составляют имя того, к кому обращено стихотворение) и в стихотворных загадках (начальные буквы дают разгадку). АКСЕЛЬРОД Зелик Моисеевич [1904—] — еврейский советский поэт. Первая книга стихов — «Zapb (Минск, 1922); приготовил к печати вторую книгу. Поэтическое даро вание А. — ярко выраженного лирического характера. АКСЕЛЬРОД Ида Исааковна — мар ксистский лит-ый критик. Р . в начале 70-х гг. в Виленской губ. в семье раввина. В 1893 эмигрировала в Швейцарию, где вступила в РСДРП. В 1902 окончила Берн ский университет. До революции 1917 оста валась за границей: вела активную работу как в швейцарской соц.-дем. партии, так и в среде русской эмиграции. После ре волюции вернулась в Россию, где в 1918 скончалась в Ленинграде. А. долгое время заведывала литературно-художественным отделом органа швейцарской соц.-дем. пар тии (Ветпег Tagwacht) и состояла сотруд ником крупнейших марксистских органов Европы. А. — автор ряда ценных очерков о З у д е р м а н е , Г а у п т м а н е , Г о тф р и д е К е л л е р е , Р у с с о , В и нкельмане, Шекспире и неоро мантической школе. Занимаясь марксист ским изучением зап.-европейской лит-ры, АКСЕНОВ — см. «Окс(нов». АНСЕНФЕЛЬД Израиль [1787—1866|— один из наиболее значительных еврейских писателей первой половины X I X в. А. принадлежал к числу тех немногих еврей ских интел.шігеігтов-*просветителей» (по профессии А. был нотариусом), к-рые в борьбе с народным невежеством и суеве рием предпочли книжному древнееврей скому яз. лшвой яз. народных масс, спо собствовали его лит-ому развитию. В твор честве А. сочетается тяготение к народ ному я з . с тенденциями «гаскалы» («про светительства»), идеологии рождающейся еврейской буржуазии. Большие романы А., не напечатанные при его жизни, до нас не дошли. Сохранившиеся драматические про изведения— «Di genarte Welt* и др, относятся к характерному для еврейской лит-ры той эпохи жанру «книжной драмы», предназначавшейся для чтения, а не для театра. Библиография; R е j г е n Z . , Fun Mendelson Ъіз Men dele, Варшава, 1923, отр. 363 и с л . ; O j s l o n d e r N., Di erate jid, Drame..., Teatr-Buch, Kiiea, 1927; Библиография — С Ц., Еврейская энциклопедия, I , 662—663. АКСЕССУАРЫ [франц. accessoire—по бочная, бутафорская вещь] — все принад лежности для сценического воплощения драматического произведения (предметы ко стюмировки актеров и обстановки места действия). В художественной лит-ре А. называются элементы стилистической орна ментировки и художественные детали, за полняющие фабульную схему произведе ния (ср. инвентарные мотивы). АКТ [лат. — actum; франц. — acte, дей ствие] — система сцен, связанных между собой неразрывным исполнением во вре мени и составляющих законченную часть драматического произведения. Количество А. пьесы—условно и зависит как от эпо хи, так и от господства той или другой тео рии. Греческая драма еще не знала деления на А., т. к. главный закон, к-рому она под чинялась, был закон единств места, дей ствия и времени (см. «Единства»). Впервые в европейской драме деление на А. встре чается у римских авторов комедий. В даль нейшем развитие драматического жанра и театральной техники дало разнообразней шие виды деления драматического произве дения, начиная с одного А. и кончая пятью и даже больше, причем каждый А. в отдель-