
* Данный текст распознан в автоматическом режиме, поэтому может содержать ошибки
АДУЕВ Гв53 — 654] АКАХИТО Помимо традиционного обличения щеголь ства, невежества и т. д. «А. П.» боль шое внимание уделяла политике и публи цистике. Об «А. П.» см. классическое сочине ние А ф а н а с ь е в а А. Н., «Русскиеj сати рические журналы [ 1769—1774] , неск. изд. АДУЕВ Николай Альфредович [1895—]— современный поэт. Вместе с А р г о напи сал несколько пьес. Либреттист «Синей блузы» (см.), автор множества лит-ых эпи грамм и пр. Входит в объединение конструк тивистов. , АЗАД МУХАММЕД ХУССЕЙН — ем. « Хи н дустаі і ская лит-р а». АЗАДОВСКИЙ Марк Константинович [1888—1 — проф. Иркутского университета по истории русской лит-ры. Центральное место в научных работах А. занимают вопросы устного творчества. Главные тру ды А. в этой области: «Ленские причитания» (Чита, 1922); «Сказки Верхноленского края» (т. I , Иркутск, 1925; т. I I , Ргапа, 1928 в «Vestnek Norodopisny», тексты по-русски, вводное исследование на чешском яз.). Во всех этих работах выдвинута роль и значение индивидуальности в устном творче стве. Кроме исследований по фольклору А. принадлежит ряд работ по истории русского искусства (о художнике Ф е д о т о в е ) , по истории русской лит-ры и общественного движения ( К о р о л е н к о , Тургенев, Ч е р н ы ш е в с к и й , декабристы) и др. В последнее время А. разрабатываются вопросы лит-ого краеведения («Сибирский лит-ый краеведческий сборник», статьи в «Сибирской советской энциклопедии» и др.). Некоторые работы А. были отмечены присуждением наград как со стороны науч ных организаций, так и Наркомпроса. Библиография; Элнщад H., Изучение фольклора в Слбирц оа последние годы, «Сев. Азия», 1&25, сер V — V I , Р о1 І ? k a , Zur BlaviBchen Volksknnde, Zeitechnft d. Vcrcins lut Volkakunde, 1925/26, Heft I I I ; О л ь д е н б у р г С . Ф , акад , рец. на «Сиб. мсипую старнну», вв. I — V I , «Этнография*, 1927, г. I . н «Свб. сов. энциклопедия», т. I . принял наконец характер драматического действа. АЙБЕН — молодой современный узбек ский поэт. Издал сб. стихов «Тюгуляр», Ташкент, 1926. АЙВО ИВИ [1896—] ( В е к ш и н И. Г.)— вотяцкий писатель. Заканчивает обра зование в Московском университете. На лит-ое поприще выступил в 1918. Выпу стил: «Серем Пырыес» (Крупинки смеха, Ижевск, 1927) — сборник юмористических миниатюр и анекдотических рассказов; «Шулдыр Даур» (Веселое время, Ижевск, 1927) — сборник стихов и частушек. АИД—ад в греческой мифологии. АЙЗМАН Давид Яковлевич [1869—1922]— русско-еврейский беллетрист. Лит-ую дея тельность начал в 1901, первый сборник рассказов вышел в 1904 (изд. «Русского богатства», СПБ.). Внимание А. привле кала прежде всего еврейская среда; его повести и рассказы: «Ледоход», «Крова вый разлив», «Враги» и др. — беллетристи ческая интерпретация так наз. «еврейского вопроса» (бесправное положение евреев в царской России, их взаимоотношения с окружающим населением и т. д.), выдер жанная в обычном либерально-народниче ском духе. Оставаясь в общем верным ста рой реалистической манере письма, А. по ряду внешних признаков примыкает к группе писателей (самым ярким ее пред ставителем является С. Ю ш к е в и ч ) , к-рая разрабатывала условный «русскоеврейский» стиль, стремясь оттенить строй еврейской речи. Библиография: I . Собр. сочин. А. вышло в 7 тт. (начато изд. "Просвещение», продолжено изд. «Жизнь н знание», СПБ., 1911—1916). I I . К л е й н б о р т Л., Без иллюзий, «Образование*, X I , 1904; К р а н и х ф е л ь д В л , Д . Я . А., «Современный ывр», I X , 1913; Г о р п ф е л ь д , А . , ст. а «Еврейской авцпилопсд т і » , I , 58І —586. А З А З Е Л Ь — по верованиям древних ев реев—демон пустыни. В известной книге Е н о х а А.—предводитель допотопных ги гантов, восставших против бога. Он на учил мужчин воевать, а женщин—искусству обмана, совратил людей в безбожие и на учил их разврату. В конце концов он был привязан, по повелению бога, к пустынной скале. Так повествует апокрифическая лит ра. В Библии и в талмудической лит-ре имя А. связано с идеей искупления греха— прелюбодеяния падших ангелов, а главное— с идеей общего искупления грехов народа. Эта идея воплощалась в особом обряде: при водились два козла; один предназначался (по жребию) «Господу» в жертву, другой — -А.». Последний, нагружпшый воображае мыми грехами, уводился в одинокое место, а затем отпускался в пустыню. Отсюда — «козел отпущения». Позже этот обряд зна чительно развился (козла сбрасывали в пропасть с горы), усложнился привлече нием большего количества участников и АЙНУ НИ Гургсн [1889—] — современ ный армянский поэт. Первую поэму «Самуэл пастушок» выпустил в 1911, поэму «Веяние весны» в 1915. После революции написал поэмы: «Пир орла», «Голгофа», «Извержение вулканов», «Титан» и «Крас ный дьявол». Две последних поэмы изданы также на русском я з . А. перевел на ар мянский яз. стихи У и т м е н а и «Мать» Горького. АИСОРСНИЙ ЯЗЫН — см. «Сирийский язмкъ. А Н А Т А Л Е К Т И К А — случай отсутствия рифменного окончания сверх естественной границы стопы: мужское окончание для ямба и анапеста, женское — для хорея и амфибрахия, дактилическое — для дактиля. АКАТАЛЕКТИЧЕСНИЙ СТИХ — стих, последняя стопа к-рого не видоизменена по сравнению с предыдущими в отноше нии числа слогов, т. е. не уменьшена и не увеличена, напр.: «мчатся тучи, вьются тучи*— ^ v/w ,—последняя стопа равна остальным. АКАХИТО Ямабэ-но-А — см. «Японская лит-ра».