
* Данный текст распознан в автоматическом режиме, поэтому может содержать ошибки
АГНИВЦЕВ [651 — 652] <:АДСКАЯ ПОЧТА» АГНИВЦЕВ Николай [1888—J— поэт, из дворян. Лит-ая деятельность А. распа дается на три периода: дореволюционный, эмигрантский и период после возвращения А. в СССР [1923]. В первый период основные мотивы его поэзии — экзотика, эротика и идеализация феодально-аристократическо го мира. В дальнейшем основным настрое нием становится сменовеховский нацио нализм. Последний же период творчества А. посвящен будням советского быта. Изве стен и как автор ряда книжек для детей. Их основная задача—дать «научнопопулярный рассказ в стихах». Б?блиография: От пубры до грузовика, СТИХЕ 1916—1926, пид. автора, М. — Л . , 1926; Как примус захотел Фордом сде латься, «Радуга», Л . , 1924; Октябренок-иоотрелопок, изд-во «Октябренок*, М., 1925; Кит и снеток, «Радуга», Л . , 1927; Рикдаа иа Шанхая, «Молод, гвардия», 1927; Спор меиоду домами, Р я зань, 1925 н 1928 и д р . эмигрировал в Берлин и примкнул к резковраждебным СССР группировкам. Послед ние годы печатается в эмигрантском жур нале «Благонамеренный». АДАМОВ-МАРН0ВИЧ Пайя-Павел [1855— 1907]—сербский беллетрист-народник, осно ватель еженедельника «Бранково-Коло», во круг к-рого А. сгруппировал лучшие лит-ые силы. Он рано освободился от влияния ро мантизма и стал реалистом-бытописателем сербской деревни. Лучший рассказ А . — «Мой старший брат»—переведен на русск, яз. («Вестник иностранной лит-ры», V I , 1905). АДАМ С Самюэль Гопкинс [Samuel Hop kins Adams]—современный сев.-американ ский писатель, автор сенсационного романа «А Но?егу» [1926] (о закулисной жизни пре зидента САСШ Гардипга). Драма А. на эту же тему была в Америке запрещена. АДЗЕЛЬО де [Massimo d'Azeglio, 1798 — 1866]—итальянский беллетрист, участник борьбы за объединение Италии. Автор ро манов: «Этторе Фьерамоска» [1838]; «Ни коло де Лапи» [1847] (есть русский пере вод); примыкал к национально-патриоти ческой группе итальянских романтиков ( Ф р и ч е В. М., Литература эпохи объеди нения Италии, 1916). АДОНИЕВ СТИХ [V. Adonius] — стих античной метрики следующего строения: «—ии—^>=«Risit Ароііо». Свое название получил от частого употребления в гимнах на смерть А д о н и с а . Относится к числу логаэдов (см.). АДОНИС — по греческому мифу — сын К и н и р а от его собственной дочери М и рр ы . А. славился своей красотой: в него влюбляется богиня любви Афродита (см.), которая оплакивает его, убитого на охоте за вепрем; труп А. обраща ется в цветок. У финикиян А. — юный воскресающий бог весны, олицетворение ежегодного умирания и оживления при роды. В Греции праздник А. в средине лета справлялся два дня: в первый праздновалось его сочетание с Афро дитой, как символ весеннего расцвета и воскресения, другой день был посвящен плачу по умершем боге, символизирующем увядание природы. Судьба А.—одна из лю бимых тем античной поэзии: у Ф е о к р и т а (см.) (песнь в честь А.), Б и о н а , О в и д и я (любовь Венеры и А. в «Метаморфо зах»); в новой поэзии у Ш е к с п и р а (см.) (поэма «Венера и А.»); у П у ш к и н а , («прелестный баловень Киприды... мой А.» и «К Ю р ь е в у»); у М а й к о в а («Аль бом Аптиноя») и др. СТИХ см. «Адониев Библиография: «Бранково Матице Срооке», П . , 1907. Коло», ДО 5—G, 1907; «Лстопітс А ГОН [греч. 'tt^wv, борьба, состязание] — словесный спор, столкновение мнений,— композиционный элемент древнеаттической комедии; начало А. — в словесных диспу тах в трагедиях Е в р и п и д а . В коме дии— это часть, идущая за народом (см.) и заключающая спор действующих лиц, в к-ром побеждает лицо, выражающее идею автора. Так у А р и с т о ф а н а в «Обла ках» идет спор Правды с Кривдой, в «Осах» — Бделиклеона с Филоклеоном о взаимоотношении отца и сына, в «Пти цах» Пистетер доказывает законность воз вращения утерянных птицами прав на все мирное владычество. А. в комедии — это композиционный центр, в к-рый стяги вается смысловое содержание комедии, от ражающей интенсивную динамичность и противоречия жизни. АДАМ — по Библии — первый человек, прародитель человечества. Библейский рас сказ о сотворении А. и Е в ы , грехопаде нии и изгнании их из рая (кн. Бытия, I—V) породил обширную лит-ру апокрифическо го характера. Наиболее крупным памятни ком этого рода является так наз. «А. книга», в к-рой описана жизнь А. и Евы после изгнания из р а я . История первых людей часто служила темой для мистерий (рус ская мистерия X V I I в. — «Жалостная коме дия об А. и Еве»). АДАМ де ла ГАЛЬ [Adam de la Halle, 1240—1287] — французский трувер. Среди его произведений особенно выдаются «Jeu de Robin et Магіоп» (Комедия о Робэне и Марион) и «Le jeu d'Adam», нечто вроде комических опер, или вернее «воде вилей», реалистически рисующих городской и крестьянский быт. А. — автор множе ства мелких произведений (песен, игр), имеющих большое значение и в истории му зыки [В a r t s c h С , Einfiihrung in das Studium der altfranz. Literatur, Л . , 1013 (библ.)]. АДАМОВИЧ Георгий Викторович [1894—] — поэт-акмеист, образование по лучил в СПБ. университете. До 1923 успел напечатать два сборника стихов: «Облака» [1916j и «Чистилище» [1922], В 1923 А. «АДСНАЯ ПОЧТА» [1769] —сатирический журнал, издававшийся известным рома нистом Ф. А. Э м и и ы м (ot.). Со циальный генезис сатиры «А. П.», как к Новиковского «Трутня» (еж.),—буржуазный. АДОНИСОВСНИЙ стих».