
* Данный текст распознан в автоматическом режиме, поэтому может содержать ошибки
БРАУН 1577 — 578] БРЕНТАНО приходом Антихриста. Когда реформация стала ф а к т о м — Б . не принял ее. «Корабль глупцов» имел огромный успех, он был переведен на иностранные я з . , в том числе на латинский и породил целую лит-ру подражаний — т. наз. Narrenlitttratur. Библиографиям Лучший иод. «Корабад щупцоп»: Z а гп с It е Р. {о другими ооч. Б . ) , 18Б4; Е г о ж е , Zur Vorgeechichte dee «НаггеэасЫИю, L p z . , 1868—1871, 2 Helte; G o « d e k e 11872) в «Do«tflcbo Dicbter dee X V I Jhnt.», B . 7; 8 i mr o o k ( о пси nor рафиями), 1872 (перевод на новый немецкий яп.); S c h m i d t C h . , Hiatoire littdraire de ГАІаасе, т. I , P . , 1879; R o b e r t a s [1889]; W e i e e m a n n W . , Der Meiuter des berg-man each en Oflizin, 1898; F l u g b l M t e r В . , Hug VOD Heitz P . , Straaeburg, 1916. Б. В другом стилизованном романе Б . — «Любовные письма маркизы», дана удачная характеристика высших слоев дворянства накануне Великой французской революции. Библиография: I . Н а русск. я з . переведены; «В і е н я Титалов», «Любовные письма маркизы*, «Меиу&ры с о ц и а л и с т а » (2 тт.). Соч. Б . ва немецком яа.: «Аия Goetbes Fremdekreieea», 1892; «Die neue Fraa in der Diohtung*, Stuttgart, 1896; tlra Schatten der ТіЬапец», Braunschweig, 1908; «Ыетоігеп einer Sozialiaten*, Mllnchen, 2 B d . , 1907—1911; «Die Liebeebriefe dor Marquiee», Mllnchen, 1912; «ЬеЬеадвисЬег», HOnchen, 1917; Полное собрание сочинений издано в 5 томах, tGesamte Werke» Berlin, 1923. I I . Единственной, достопяой упоминания работой о Б . является монография J u l i e Braun — Vogeletein, Lily В . , В. — Lpz. Л. Блюмфельд t БРАУН Лили [Lily Braun, 1865—1916]— немецкая писательница, дочь генерала фон Кречмана, жена социал-оппортуниста Ген рика Б р а у н а. Порвав еще в юности со своей семьей и окружающей аристокра тической средой, Б . становится вместе со своим первым мужем (проф. Г и ж и ц к и й ) во главе так наз. этического движения, основывает «Общество этической культуры» и выступает в литературе ярой поборницей женских прав. В 90-х гг. Б . примыкает к социал-демократической партии которая была для нее не политической организа цией, а культурнической, ставящей своей целью не классовую борьбу, а культурное обновление Германии. В партии Б . примы кает к самому правому ее крылу. Она из дает вместе с Генриком Б . реформистский журнал «Die neue Gesellschaft». Но вскоре становится правее самых правых реформи стов и окончательно отходит от политичес кой жизни. Шаткость ее идеологической позиции в полной мере обнаружилась в ее «Искателях жизни» [1907J и особенно в «Мемуарах социалистки» [1909—19111, в ко торых она пытается «дополнить» Маркса ревизионистскими идеями Б е р н ш т е й н а и моральной проповедью Н и ц ш е ; выпады ее здесь же против политических противников производят впечатление глу бокой идеологической и политической бес помощности. Насквозь проникнутые духом ревизионизма «Мемуары» вызвали много численные нападки соц.-дем. печати. Стараясь придать своим суждениям убеди тельность, писательница часто прибегает в «Искателях жизни» и «Мемуарах» к рито рике. Это вносит некоторую фальшь в из ложение и портит богатый, образный я з . Б . Гораздо больше ей удались культурнобытовые зарисовки старой Германии в на шумевшем романе «В тени титанов» [1908], где писательница изображает культурную жизнь в Веймаре времен Г ё т е . Главным действующим лицом является бабушка пи сательницы — незаконнорожденная дочь Жерома Б о н а п а р т а . Спокойный повествовательный тон, некоторая идеали зация действующих лиц и сама форма это го произведения, представляющего нечто среднее между мемуарами и романом, ярко передают жизнь тогдашнего н?меіХкого об щества с ее раамеренностью в пережива ниях и мыслях. Литературная ашіінслппгднл, т. I ВРЁГЕР Карл [Karl Broger, 1886—J — немецкий писатель. Вместе с Г, Л е р ш е м (см.) и М . Б а р т е л е м (см.) Б . является признанным соц.-дем. рабочим поэтом. Б . вышел из пролетарской среды, но мещанское болото его засосало и теперь он может быть назвац образцом «прирученного» рабочего поэта, изменившего своему классу. Б . начал свою лит-ую деятельность талантливой книжкой стихов «Поющий город» (Die singende Stadt), позволявшей возлагать надеж ды на молодого поэта-рабочего. Но уже эпо ха войны 1914—1918 показала, что Б . был отравлен ядом шовинизма. Книга военных стихов Б . «Приятель, иди с нами» (Kamerad, als wir marschiert) насквозь патриотична (недаром Б е т м а н - Г о л ь в е г цитиро вал стихи Б . в рейхстаге для поднятия патриотического настроения при голосова нии военных кредитов). Вьппедшая после войны книга стихов Б . «Пламя» (Die Flamme) представляет собой набор сен тиментальных рассуждений на тему о брат стве и гуманизме, о новом человечестве, возникающем на кровавых полях войны. Сборник «Звучат наши улицы» (Unsere Strassen klingen, 1923) —"лирика, совер шенно освобожденная от социальных моти вов. «Прирученный» поэт исключает из своей творческой программы не только револю ционное, но и просто социальное содер жание и превращается в пустого, сентимен тального версификатора. Патриотические настроения продолжают владеть им. С осо бой пышностью они расцветают в сборнике «Германия» (Deutschland, Ein lyriscner Gang in drei Kreisen, 1925). В автобиогра фическом романе «Герой в тени» (Der Held im Schatten) Б . описывает свой жизненный путь с некоторой слащавостью, но откро венно. Эта книга является интереснейшим документом, раскрывающим психологию пролетария, одолеваемого мещанством. Од на книга Б . посвящена Советской России, это — «Смерть на Волге» (Tod an der Wolga), написанная в результате поездки автора в Поволжье, в исторический год голода. БРЕНТАНО Клеменс [Clemens Brentano, 1778—18421 — наиболее яркий и значи тельный представитель второго поколения немецких романтиков (см. «Немецкая лит ра»). Уже в годы юности, находясь еще 19 Библиография: Soergel niemue, L p e . , 1926. A., Im Ban tie dee Express i oИ. A.