
* Данный текст распознан в автоматическом режиме, поэтому может содержать ошибки
БОГОРОДИЦА (539—540] БОГОРОДИЦА к выводу, что эти искания не только несо вместимы с марксизмом, но что своей попыт кой напялить на социализм религиозный костюм проповедники «новой религии» воз вращаются к воззрениям утопических со циалистов. В . И. Л е н и н сурово обрушился на бо гостроительство. В письме к М. Горькому он писал: «Богоискательство отличается от богостроительства, или богосозидательства, или боготворчества и т. п. ничуть не больше, чем желтый черт отличается от черта сине го... Всякий человек, занимающийся строи тельством б о г а или даже только допу скающий такое строительство, о п л е в ы в а е т себя худшим образом, занимаясь вместо „деяний" к а к р а з самосозерца нием, самолюбованием, причем, „созерцает"-то такой человек самые грязные, тупые, холопские черты или черточки своего „я", обожествляемые богостроительством. С точ ки зрения не личной, а общественной, в с я к о е богостроительство есть именно л юб о в н о е с а м о с о з е р ц а н и е тупого мещанства, хрупкой обывательщины, меч тательного самооплевания филистеров и мел ких буржуа, „отчаявшихся и уставших"...» (из письма к Горькому от 14 ноября 1913). Библиография: Журналы «Новый путь», «Вопросы жизни» и «Перевал»; Н и а с к в о Н . М., Религия будущего, С П Б . , 1905; М е р е ж к о в с к и й Д . С , Грядущий х а н , С П Б . , 1906; Б е р д я е в Н . , Новое религиозное сознание я обще ственность, СПБ., 1907; Л у н а ч а р с к и й А. В . , Религия я социализм, С П Б . , 1908; М е р е ж к о в с к и й Д . С , Не мир, но меч, С П Б . , 1908; Г о р ь к и й М., Разрушепие лич ности, сб. «Очерки философии коллектнвпвыа», С П Б . , 1909; Л е н а в В . И . , Письма к Горькому (письмо от 1 4 / X I 1913), Ленинский сборник, Л 1, М. — Л . , 1924; П л е х а н о в Г. В . , ? О так на в. религиозных исканиях в России, Собр. сочи»., т. X X I I , М . , 1925; Г о р ь к и й М., Исповедь, М. — Л . , 1928. С. Волъфсон БОГОРОДИЦА [Богоматерь, божья ма терь, святая, дева, дева Мария]—издавна образ русской словесности. Появление ее в апокрифах (см.) относится к началу христ. эры. Наиболее известны апокри фы «Хождение Б . по мукам» (записан впервые в сборнике Троицкой лавры X I I в.) и «Сон Б.». Народное творчество создало из этих апокрифов целый ряд песен, за говоров, стихов, рассказов и т. п., в к-рых Б . — главное действующее лицо. Не следует однако думать, что образ Б . явился чем-то новым. Представление о владычественном женском существе уже давно существовало в народном сознании. К образу земли как живого существа, — всеобщей кормилицы, источника силы и жизни, — со временем присоединились еще два образа — зори и громовницы (обе — богини плодородия). Синтезом этих обра зов явилась богиня плодородия — Лада. Такое обожествление земли понятно. Сла вянин-землепашец всецело зависел от нее, в ней была и жизнь и смерть. Слова «жить» и «жито» — от одного корня. При тех отно шениях к земле, при земледелии с перво бытными орудиями — сохой и бороной — человек ничем не мог влиять на урожай, все было предоставлено на волю случая. Эта роковая случайность заставляла его всячески умилостивлять землю и необъ яснимые для него силы природы. Б . так. обр. приняла по наследству уже готовый образ языческой богини. И действительно, более всего Б . почиталась как владычица неба и земли, царица всех царств природы, воздушных явлений (грозы), как податель ница плодов земных, и в связи с этим — покровительница плодовитости животных и брака людей, В одном заговоре гово рится: «Святой Адам ж а л , Христос семена давал, бог сеял и матерь божья поливала да всем православным на помин давала». В заговоре о сохранении и размножении скота говорится, что Б . укрывает человека и его скот, «милой, любимой крестьянский живот». Существовал также обычай в Бла говещенье ставить образ Б . в кадку с зер ном, оставленным для посева, чтобы хлеб дал богатый урожай. А крестьянские де вушки обращались к Б . с просьбой дать жениха: «Матушка-покров, покрой сыру землю снежком, меня женишком» и т. п. Следует отметить, что официальная цер ковь, стремившаяся сочетать церковное понятие о Б , с народным, повторяет язы ческие верования. «Первобытная, девствен ная земля... произрастила все разнообразие и великолепие растительной природы. Это является первым указанием на деву Марию». У древнего славянина, кроме неурожая, кроме засухи, был еще один страшный враг — огонь, который слизывал целые де ревни, деревянные дома под соломой. И этот ряд — жара — засуха — огонь, а также гроза, частая виновница пожаров, заставляли опять прибегать к Б . , повели тельнице стихий. Она получает название «неопалимой купины», горящего, но н? сгорающего куста. Икону «Неопалимой купины» выносили во время пожара. Земля исстари считалась подательницей силы и здоровья. В былине рассказывается, что Илья Муромец, поверженный богаты рем на землю, от прикосновения к ней обретает вновь силу (ср. борьбу Геркулеса и Антея в греческой мифологии). Отсюда и Б. стала считаться целительниц?й всяких болезней и связанных с ними страданий. Особенно обращались к Б . при родах (см. «12 Пятниц» и «Заговоры*). Любопытна народная картинка X V I I в., где Б . является к особенно почитавшему ее клирику и избавляет его от смертной бо лезни, «стиснув сосцу своя» и окропив уста болящего. Этот необычный способ излече ния станет нам понятен, если мы припом ним статую халдейской богини Иштар, которая олицетворяла вечное плодородие земли. Иштар представлена в виде нагой женщины, стискивающей руками обе груди, из которых «забьют ключом два источника жизни». Надпись гласит: «Иштар, мать и кормилица, богиня, которая утешает челове чество». Это звучит совсем, как о Б . У раз ных народов богиня плодородия становится утешительницей и помощницей вообще. Оди наковые отношения к земле заставляют