
* Данный текст распознан в автоматическом режиме, поэтому может содержать ошибки
БОГОИСКАТЕЛЬСТВО [537 — 5381 БОГОИСКАТЕЛЬСТВО именно потому, что в их опустошенных душах чувство это или совсем отсутствует, или является крайне редким гостем*.Не понимая окруясающего их человеческого мира, не видя возможности изменения условий общественной жизни, индивидуа листы начинают страдать тем «духовным одиночеством», спасения от которого они ищут в религии. «Они надеются, что приду манный ими общий „бог" вылечит их от за старелой болезни—индивидуализма. Выдыбай,боже! Тщетный призыв!.. Против инди видуализма н? растет никакого зелья на не бе. Печальный плод земной жизни людей, он исчезнет лишь тогда, когда взаимные (зем ные) отношения людей пе будут более вы ражаться принципом: „человек человеку — волк"». Социологический эквивалент бого искательства Плеханов определял, указы вая и а то, что приверженцы этого течения «ищут п у т и на небо по той простой причине, что они с б и л и с ь с д о р о г и на земле». Реакционная сущность богоискательства, із скрыта я в свое время марксизмом, нашла свое полное выявление в дальнейшей эво люции большинства богоискателей, завер шивших свои религиозные искания на лоне официального православия и свое стрем ление к «абсолютной свободе» — в роли «духовных вождей» контрреволюционной эмиграции. Б О Г О С Т Р О И Т Е Л Ь С Т В О — философско-рели¬ гиозное течение, отличающееся от бого искательства тем, что его приверженцы не «искали» бога как некую существую щую над мировую сущность, а стремились «построить» его из мощи коллектива. В отличие от богоискательства, глашатаями которого выступили буржуазные интелли генты-индивидуалисты , идеологами бого строительства в годы разгрома револю ции 1905 оказались революционные интел лигенты-социалисты: А. В. Л у н а ч а р с к и й (см.), В. А. Б а з а р о в и отразив ший богостроительство в художественной литературе М. Г о р ь к и й (см.). Религия была объявлена А. В. Л у н а ч а р с к и м таким мышлением о мире и таким мирочувствованием, которое «психологически разрешает контраст между законами жизнп и законами природы». Религия, по выска занному Луначарским мнению, связывает идеал и действительность, отыскивает пути от последней к первому. Важнейшее зна чение религии в том, что она «разрешает тоску органического, живого по полноте жизни, по счастью». Религия ведет к прео долению контрастпости законов жизни и законов природы. Высшее разрешение этих противоречий дает научный социализм. В той победе человека над природой, к-руго несет социализм, в том напряжении сил, к-рого социализм требует от челове чества, Луначарский усматривал новую грядущую религию. То — религия без б о г а , религия т р у д а , «... без бога и без гарантий — маски того же бога — она остается р е л и г и е й » . В результате сде ланного им анализа, Луначарский прихо дил к выводу, что религия не только не гиб нет, но что, наоборот, ей даже предстоит подняться на новую высоту. Пусть религия меняет свои формы, но она жива и будет жить. М. Горький в своей оценке религии был со ли даре п с Луначарским. Так в ответе на анкету «Мегсиге сіе Бтапсе» он определял религиозное чувство как «сложное творче ское чувство веры в свои силы», а социализм рассматривал как религиозное чувство связи с прошлым и грядущим. Богоетроительскио настроения нашли художествен ный отклик и в «Исповеди» Горького [1908], где автор сочувственно относится к типам искателей религиозной правды — богостроителям, вроде Ионы или Михаил о Ивановича. Горький проявил себя в «Испо веди» сторонником тех, кто творит нового бога — «бога красоты л разума, справед ливости и любви». Живое чувство бога воз никает <в пламени сладкого сознания духов ного родства каждого со всеми». Вечный источник боготворчества это — «весь ра бочий народ земли». В результате пробуж дения воли народной и соединения воедино ныне разрозненных земных сил, «образуется, светел и прекрасен, всеобъемлющий бог земли». Этого бога создает неисчислимый мировой народ. «Народушко бессмертный, его же духу верую, его силу исповедую; он есть начало жизни единое и несомненное; он отец всех богов бывших и будущих...» Богостронтельские тенденции встретили энергичный отпор со стороны Г. В- Пле ханова, к-рый считал, что религиозное но ваторство, особенно если оно находит се бе сторонников в социалистической среде, может принести большой вред делу рабо чего класса. Основная ошибка богострои телей, по мнению Плеханова, заключалась в том, что они стали «налагать штемпель религии па такие отношения людей между собой и на такие их чувства, настроения и стремления, в к-рьгх нет ровно ничего религиозного». Стремление разрешить ро ковой контраст между законами природы п законами жизни, в чем богостроители усматривали основную цель религии, зна менует лишь их убеждение в отсутствии общности между законами мира физиче ского и мира психического. Отрицая суще ствование моральных сил, стоящих над миром, но в то же время возлагая на рели гию заботу о «сохранении ценностей», бого строители должны притти к признанию этих самых надмировых сил. Религия бого строителей объявлялась ими р е л и г и е й б е з б о г а . Плеханов показал, что вопрски всем усилиям идеологов богострои тельства, понятие божества свило себе гнез дышко в их религиозной концепции, тре бовавшей от ее последователей «обожать потенции человечества» (Луначарский). Ана лизируя религиозные искания Луначар ского и Горького, Плеханов приходил