
* Данный текст распознан в автоматическом режиме, поэтому может содержать ошибки
БЕЗЫМЕНСКИЙ 1389—390] БЕЗЫМЕНСКИЙ первый организатор союзов молодежи Владим. губ., участник первого Всероссийского съезда комсомола и член первого ЦК РКСМ. В 1919—1920 — лектор политграмоты во Владимире и Казани. С 1921 — в Москве. С 1922—один из активных руководителей организованного пролетарского лит-ого и напостовского (см.) движения. Один из основателей группы «Октябрь» и МАПП; в 1923—1926 — член правлений МАПП и ВАПП, ближайший сотрудник «На посту». После раскола напостовства, в 1925 году, примкнул к старо-«напостовскому» мень шинству. Первое лит-ое выступление Б . в 1918, в органе Владимирского комсомола. Первая книжка — повесть в стихах «Юный про летарий» (Жизнь /Мити) — явно реали стична и эпична; фабула — как рабочийподросток стал комсомольцем. Однако герои ко-романтический характер пролетар ской поэзии эпохи гражданской войны неизбежно повлиял и на реалистическое творчество Б . Следующие книги — сбор ники стихов — «Октябрьские зори» [1920J и «К солнцу» [1921J — отличаются всеми признаками поэзии «Кузницы», В 1922, в дни острейшего кризиса рево люционной романтики «Кузницы», Б . вы ступил зачинателем и художественным ли дером нового поколения пролетарских поэ тов, открыл новую главу истории проле тарской лит-ры. Революционной романтике М. Г е р а с и м о в а (см.) и В. К и р и л л о в а (см.) Безыменский противопоставил поэзию строительных будней революции. Его стихи «Только тот ваших дави не мельче, Только тот на нашем пути, Кто умеет ва каждой мелочью Революцию мировую найтиь разрабатывает эту тему. Азиатчина, обломов щина, разгильдяйство, хамство, канцеляр щина и так дал. — спутники отсталости — находят в Б , непримиримого врага и беспо щадного сатирика. Он умеет резко про тивопоставлять пролетарский лагерь ме щанскому окружению. В художественных зарисовках родственников («Портрет», «Партбилет», «Однофамильцы»), в картинах уездного мещанского быта («Городок», «Идиллия тов. Жука» и мн. др.) Б . дал син тетический обзор «уезднейшей матери — России татарской, блатной матери, силя щейся „в тиски поймать — фабрику**». Отсюда — свойственное Б . органическое ощущение насущной необходимости социа листической индустриализации, электри фикации, культурной революции. Б.—один из наиболее популярных комсо мольских поэтов. Рабочая молодежь всегда привлекает его усиленное творческое вни мание, В поэме «Комсомолия» Б . дал ши рокую эпическую картину борьбы комсо мола в дни гражданской войны, но ошибоч но считать Б . только комсомольским поэтом. Б . — поэт партии. Он говорит: «Преиаде всего Я член партии, А стихотворец потом...» были лозунгом всего нового поколения про летарских писателей. Рисуя строительные будни, Б . отчетливо вскрывает острейшую классовую борьбу, развертывающуюся «в обыденщине экономической». В состязании папиросников-моссельпромщиков и частни ка, в борьбе за влияние в домкоме, в борьбе за жилплощадь и т. д. Б . видит и «славит» все ту же «войну всемирную» «На каждом фронте мы в окопах Велшсой классовой войны». Для Б . характерно также умение худо жественно увязывать любое будничное стро ительное дело с перспективой междуна родной победы пролетариата. Поэзия Б . дышит бодростью и оптимизмом, но эта бод рость не вырождается в обывательское само довольство, умиротворение и бюрократиче ское самоослепление. Не многие пролетар ские поэты умеют так чувствовать все труд ности и всю сложность нашей борьбы, как Б. Неоднократно обрисованные Л е н и н ы м основные противоречия социалистической революции в отсталой и безграмотной аграр ной стране нашли в творчестве Б . яркое и полное образное выражение. Ряд стихотво рений и поэм («Груз», «Пути-дороги» и др.) Не «скифская» стихия, а сознательная стратегия пролетарского авангарда вдох новляет Б . Он с особой чуткостью реаги рует на все важнейшие события пролетар ской борьбы и строительства. Органи ческая спаянность с большевизмом по могает Б . находить чрезвычайно яркие и сжатые определения для тех или иных общественных явлений, четкие и краткие афоризмы («за каждой мелочью революцию мировую найти», «ношу парт билет не в кармане — в себе», «умереть?— да это, брат, пустое. Жить смоги — а это тяжелей» и мн^ др.). С этим связан дар символизации Б . Он превращает мелкие, будничные факты в крупные символы обще ственных сдвигов и конфликтов [сельско хозяйственный плакат — символ строитель ного пафоса («О знамени и поросенке»); шапка, полученная по ордеру в дни воен ного коммунизма, — символ воспоминаний о гражданской войне и ожиданий грядущего решительного боя («О шапке») и т. д.]. Произведения Б . символичиы, но символич ность их насквозь реалистична. Переход от революционной романтики к поэзии революционных будней ознамено вался переходом к показу живого человека наших дней. Этот новый творческий ло зунг тоэке был выкинут и впервые реали зован Б . В программном стихотворении «Поэтам кузницы» Б . призывал «давить землю и живых людей». В своих произве дениях Б . создал целую галлерею современ ников, вплоть до портретов, к-рые были названы своими именами: секретаря Ц К Комсомола («Петр Смородин»), Ф. Д з е р жинского («Феликс»), Ленина («Вла димир Ильич Ульянов»). Переход к показу 13*