
* Данный текст распознан в автоматическом режиме, поэтому может содержать ошибки
АППЕРЦЕПЦИЯ |195—196 J АППЕРЦЕПЦИЯ журнал становится до преимуществу жур кнул а к т и в н ы й характер А. В актах А. налом искусства с большим количеством представления не просто даются нам, но мы репродукций, частью в красках. В 1911 о в л а д е в а е м ими, как н а ш и м достоя выходила отдельно два раза в месяц хро нием. Т. к. деятельностью отчетливого пред ника «Русская художественная летопись». ставления необходимо предполагается с у «Вступление» к первому номеру определяет б ъ е к т , то, по Лейбницу, акты А. обуслов цели журнала как «чисто эстетические», лены с а м о с о з н а н и е м . Дальнейшее посвященные искусству как «самоцельному развитие понятие А. получило у К а н т а достоянию нашему». «А.» «хотел бы назы [1724—1804J. По Канту, А. есть высшая вать своим, — говорится в том же „Всту и в каждом субъекте тождественная форма плении", —- только строгое искание _ кра самосознания, благодаря к-рой все много соты, только сильное и жизненное искус образие наглядных представлений отно ство за пределами болезненного распада сится к представлению того субъекта, в духа и лже-новаторства». Однако «жизнен к-ром это многообразие находится. В А. ность» искусства представлялась редакции Кант подчеркивает с и н т е т и ч е с к и й неясной. Это видно и из передовой статьи характер ее актов. По Канту, А. есть выс (в том же номере) А л е к с а н д р а Б ? н - шее условие единства всех понятий рас ц а, к-рая носит характер гимна «лучезар судка; единством А. обусловлена возмож ному и благому богу» Аполлону: «Искус ность априорных синтетических суждений ству, — говорит он, — необходимо освобо в науке и в философии. — В то время как диться от пут узкой замкнутости и от Лейбниц и Кант выдвинули на первый план искания недостойной полезности. Но ис г н о с е о л о г и ч е с к у ю функцию А., кусство не должно быть и для искусства, кантианец Г е р б а р т 11776—1841] пере ибо искусство, будучи от бога, существует нес центр тяжести в п с и х о л о г и ч е для бога». Поэтому на вопрос, какая будет с к о е содержание этого понятия. По Гер«новая правда» в искусстве, поставленный барту, А. есть акт ассимиляции вновь всту самой редакцией в названном вступлении, пающих в поле сознания представлений, она не нашла другого ответа, как: «всякий посредством воздействия на них со стороны ответит по-своему». В первые годы суще сложных комплексов, образовавшихся в ствования журнала лит-ра занимала в нем прошлом психическом опыте. Возможность заметное место, преобладали статьи симво А. обусловлена, по Гербарту, механизмом листов И н. А н н е н с к о г о (см.), В я ч. сознания. Представления, исчезающие из И в а н о в а (см.), А. Б л о к а (см.), В . сознания, не погибают бесследно, но, под Б р ю с о в а (см.). Но в дальнейшем лит вергшись торможению, продолжают суще ра осталась почти исключительно в хро ствовать в качестве «стремления к предста ассоциаций нике, а символистов сменяет родоначаль влению». Посредством самопроиз ник акмеизма Н. Г у м и л е в (см.); под (см.) или посредством конец в журнал проникают формалисты: в о л ь н о г о д в и ж е н и я представле Б, Э й х е н б а у м (см.) и Б . Т о м а- ния, ушедшие из кругозора сознания, мо ш е в с к и й (см.). По существу, журнал гут вновь в него возвратиться. Процесс А. не имел определенного лит-ого лица и состоит в том, что ушедшие из поля созна явился лишь слабой тенью «Весов» (см.): ния массы представлений не остаются пас это было время упадка символизма, когда сивными, но, посредством особого рода при говорили уже о его «заветах» (статья тяжения, стремятся присоединить к своему Вяч. Иванова). Зато отдел изобразитель составу вновь появляющиеся представле ного искусства чрезвычайно вырос, вклю ния. Учение Гербарта об А. было сплошь чив в себя крупнейшие художественные механистично и интеллектуалистично, ибо силы того времени, к-рым было посвящено оно сводило всю психическую жизнь к меха не мало монографий с многочисленными ническому движению и к механической борь бе одних лишь представлений. В духе репродукциями. и«. Е. волюнтаризма теорию А. развил знаме АППЕРЦЕПЦИЯ [латинск. appercepti*- — нитый психолог В и л ь г е л ь м Вундт восприятие] — термин описательной психо [1832—1920], учение к-рого об А. есть логии, родовое название для всех психиче синтез всей предыдущей истории этого по ских актов, благодаря которым, при актив нятия, начиная с Лейбница. Под А. Вундт ном участии внимания и при воздействии разумеет всякий отдельный процесс, по ранее сложившихся комплексов психических средством к-рого мы ясно воспринимаем элементов, мы ясно и отчетливо восприни какое-нибудь психическое содержание. Ха маем данное психическое содержание. В пси рактерный признак А. состоит, по Вундту, хологии нового времени термин «Апперцеп в напряжении в н и м а н и я ; восприятие, ция» прошел несколько этапов развития. не сопровождаемое состоянием внимания, Впервые в новую психологию понятие Вундт называет п е р ц е п ц и е й . Вундт «апперцепция» ввел Л е й б н и ц [1646— различает д в а вида А.; п а с с и в н у ю , 1716J, противопоставивший «апперцепцию» при к-рой новое содержание схватывается простой «перцепции». В то время как п е р вниманием мгновенно и без предваритель ц е п ц и я есть внутреннее состояние души, ной эмоциональной установки, и а к т и в представляющей внешний мир, — «аппер н у ю, при к-рой восприятие содержания цепция» есть «сознание или рефлексия это предваряется чувством ожидания, а пниго внутреннего состояния». Лейбниц подчер