
* Данный текст распознан в автоматическом режиме, поэтому может содержать ошибки
1003 СУБВЕНЦИИ 1004 них учреждений [«Вести, фин.в, 1914,ММ 51 и 52); е г о ж е . Страховое дело, ст. нз "На родного хозяйства в 1915 году»; M a n e s , Versicherungs Lcxikon; M a n e s , Bas Ver sicherungs wese в; M о 1 d e n h a u e г; Das Versicheruagsivesea; W й г n e r, Allgemeine Versicherungslehre; M u 1 1 e r, Anlrge und Verwaltuiig der Kapialien der Vereiche rungsgesellschaften; H i 1 Ь e г t, Die Kepitalanbgen der deutschen P ri vat vers icherungsge seilschafte. Проф. С. Рыбников. СУБВЕНЦИИ. С. называется один и з видов постоянных (ея;егодных) пособий, выдавае мых иди государством местным админпстративно-территорнальным единицам (у нас автононным республикам, губерниям и областям) или крупными административно те ррнториал ьным единицам более мелким единицам (областью—округам, губернией— ус здам, у ездамн—во л остн м). Обширность, разнообразие и растущая с развитием экономической жизни слож ность задач, лежащих на государстве, п о буждают государство возлагать па местные органы (области, губернии) удовлетворение большого числа потребностей населения. Совершенно так ж е н отдельные крупные административно-территориальные едини цы с развитием местной жизни побужда ются силой вощеіі передавать бо.лее мелким единицам .лежащие на них задачи (области и губернии—округам и уездам, эти послед ние — раііонам и областям). Постепенно значение самых мелких администратпвнотерриіориалыіых единиц растет, и круг за дач, возложенных на них, все увеличи вается. У нас в СССР псе ббльщую роль начинают играть волости и районы. В финансовом отношении эта передача государством лежащих на нем задач мест ным административно-территориальным еди ницам выражается в отнесении на мест ные средства все увеличивающегося коли чества расходов. Происходит так называе мая децентрализация расходов, наблюдае мая и в СССР и в других странах, так как в отношении доходов в виде общего пра вила такой децентрализации не замечается. Косвенные налоги повсеместно сосредото чиваются в руках государства, так как орга низация взимания их, будучи весьма слож ной, осуществима более экономно лишь при сосредоточении взимания косвенных нало гов в р у к а х государства. То же самое имеет место и в отношении большинства прямых налогов (как подоходный, промысловый и сельскохозяйственный налоги). Местных доходов на покрытие всех местных расхо дов нехватаст. Выходом из этого ігвляется предоставление государством местам части собираемых ими доходов в виде пособий. Пособия могут предоставляться в различ ных формах. Т а к , отчисления от государ ственных налогов и сборов являются не чем иным, как известным видом пособий. Обычно различают три вида пособий. Госу дарство предоставляет отдельным админи стративно-территориальным единицам де нежные средства на покрытие дефицита или на усиление их средств. Пособия в таком виде называется дотациями. Если дотация выдается на удовлетворение определенной местной потребности, напр., па устройство дороги, постройку моста, постройку ш к о л ь ных зданий или содержание школ, выдачу заработной платы учительскому персоналу и т. п . , то такие пособия называются целе выми дотациями. Прн назначении дотаций не имеет значения, расходует ли местная единица из своих средств какую-нибудь сумму и а удовлетворение данной потреб ности, и могут быть случаи, когда данная потребность удовлетворяется целиком з а счет получаемого пособия (дотации). В тех случаях, когда выдача пособия обусловли вается обязательным расходом на те ж е потребности из местных средств, эти посо бия называются С. Те же различия имеют место и в отношении пособий со стороны круішых администратнвно-территориальных единиц более мелким единицам. Таким обра зом С. могут быть определены к а к участие а той или иной боле со стороны государства (или крупной административно-территори альной единицы) в расходах по удовлетворе нию данной бюджетной единицей определен ной, потребности. Н а Западе наибольшееразвитие государственные пособия полу чили в Англии и во Франции. В Англии эли пособия развивались как в виде дота ций, так и в виде С ; во Франции роль до таций ничтожна, и преобладают пособия в форме С. Система С. признается в настоящее в р е м я наиболее целесообразной формой участия средств государства в местных бюджетах. Преимущества субвонционноіі системы пе ред системой дотаций заключаются в сле дующем; 1) необходимость участвовать собственными средствами в удов.детворе ни и потребности, н а которую получается С , побуждает местные органы стремиться к бо лее правильной организации хозяйства, к бо.лее тщательному согласованию своих расходов с доходами и к соблюдению необ ходимой экономии в расходах д л я того, чтобы располагать средствами д л я удовле творения всех потребностей, в том числе и той, на которую получается субвенция; 2) система С. дает возможность государству усиливать и регулировать удовлетворение тех потребностей, которые признаются наи более важными и неотложными; 3) при с и стеме С. облегчается контроль со стороны государства за использованием пособии по их прямому назначению, и 4) система С. дает возможность устанавливать размер пособий соответственно степени удовлетво рения данной потребности и платежеспособи ости отдельных административно-терри ториальных единиц. Самым сложным и трудньім является услан овлен ие платеже способности населения отдельных админи стративно-территориальных единиц. Присислеме обложения, принятой в СССР, пока зателем платежеспособности населения крупных территориальных единиц может служить размер поступлений иа душу сель ского населения по сельскохозяйственному налогу с учетом размера поступлений п о подоходному и промысловому налогам н а ' душу всего (городского и сельского) насе ления данной единицы, плотности населе-