
* Данный текст распознан в автоматическом режиме, поэтому может содержать ошибки
921 НАЛОГИ 822 дуктах, вторые в денежной форме. Нату ральные Н . старше денежных, они появля ются в эпохи, когда денежного хозяйства еще не было и когда уплата Н . могла быть совершаема или в форме отдача платель щиком части производимых им или сбы ваемых продуктов. Но с течением времени натуральные Н. стали заменяться денеж ными. Взимание Н . в продуктах вызывает значительные неудобства как д л я платель щика, так и для государства. Плательщик вынужден сохранять известную часть продуктов и отдавать и х государству, лишаясь возможности вынести и х на рынок и продать по выгодной для него цене. Ему приходится затрачивать много вре мени и труда на доставку этих продуктов в определенные пункты И в назначенные сроки, при чем они могут оказаться несо ответствующий! установленным законом требованиям. С другой стороны, для казны создаются крупные расходы по содержанию пунктов приема продуктов, по устройству нужных для хранения н х складов, по иссле- і дованию качества доставляемых платель щиком продуктов. Поэтому-то расходы по взиманию натуральных И . всегда несрав ненно выше, чем при взимании Н . в денеж ной форме. Эти расходы еще усугубляются вследствие неминуемой порчи части про дуктов, полученных в качестве Н . , доставки продуктов плохого качества, как и различ ного рода злоупотреблений со стороны приемщиков, и недостаточностью знаком ства их со счетоводством и отчетностью. По всем этим причинам Н. в денежной форме следует предпочесть Н. в натуре. Соображения, говорящие в пользу послед них в виде возможности при полощи взи мания натуральных Н. снабжать население н е о б х о д и м ы м ему продуктами, тогда как при иной форме мог бы обнаружиться недо статок в этих продуктах, справедливы лишь в определенные эпохи, напр., в РСФСР в период гражданской войны. Опыт пока зывает, что самая необходимость уплаты денежных Н. заставляет население, в част ности крестьян, выбрасывать свой хлеб и иные сельскохозяйственные продукты на рынок, и правильно организованная хлебная торговля и торговля иными земле дельческими продукта™ в состоянии гораздо лучше выполнить задачу снабжения населения, чем это возможно при помощи натурального Н . Далее, Н. делятся на раскладочные И окладные (репарационные и квотативпые). В первом случае государство определяет заранее общую сумму Н . , контингент (почему раскладочные Н. именуются также контингентрованньіми), который оно рас пределяет между отдельными областями. Областные учреждения, в свою очередь, разверстывают се между различными мест ностями, и уже на местах производится раскладка между отдельными субъектами и объектами. При примитивной форме раскладочного Н. местным органам указы вается лишь та сумма, которую они обязаны доставить, но самый способ разверстки не устанавливается, так что, В сущности, характер обложения они сами определяют, I им делаются лишь общие указания в смысле субъекта и объекта обложения, и им предо ставляется все дальнейшее вырабатывать и создавать по своему усмотрению. Полу чаются, следовательно, в разных местах различные формы обложения (так это было и у нас при взимании установлен ного чрезвычайного поимущественного Н . в 1918 г.). Более совершенная форма репар а ц и о н н ы х Н . (напр. наш раскладочный сбор в промысловом обложении до войны) отличается однако тем, что принципы раз верстки твердо установлены, и местные органы лишь определяют сумму, которая, согласно этим правилам, приходится на каждого плательщика, по никаких поста новлений, регулирующих раскладку, не создают. В этом случае устраняется всякий произвол со стороны раскладочных орга нов, а в то же время получается та выгода, что государству заранее известен размер поступления, хотя последнее предполагает, что Н. не установлен в чрезмерно высоком размере и приняты правильные основания раскладки. В противном случае могут все же получиться значительные недоимки, и кон тингент не будет выполнен. Д р у г а я цель — равномерность в обложении — достигается прн репартиционном характере Н . лишь в том случае, если разверстка производится самими плательщиками (хотя и под надзо ром податных органов). Они заинтересованы в правильном выяснении субъектов и объектов обложения, в том, чтобы к а я « ы й уплатил причитающуюся с него сумму, так к а к в противном случае на прочих падает слишком большая доля — контин гент ведь необходимо доставить. В отличие от р е п а р а ц и о н н ы х Н. окладные или кво тативпые Н. пе определяют заранее суммы поступления от Н . , а устанавливают лишь Н. ставку для канадой облагаемой единицы. Общая сумма Н . является лишь резуль татом обложения отдельных плательщиков по выяснении количества додленищих обложению единиц в каждом отдельном случае. В этом случае плательщику заранее известна сумма причитающегося с него Н . , и не может произойти того, чтобы он неожиданно был усиленно обложен вслед ствие того, что необходимо так или иначе покрыть установленный контингент. При этом, однако, и при окладной системе го сударство заранее, х о т я и приблизитель но, производит расчет предполагаемых по ступлений, и последние включаются в бюджет. Наконец, можно различать I I . пропор циональные и прогрессивные. Первые взи маются в определенном проценте с каждой единицы обложения, выраяіенной в деньгах (иногда и в товарах), вторые — устана вливают не одинаковую, а нарастающую шкалу обложения таким образом, что с каждой дальнейшей единицы обложения берется более высокий процент, чем с пре дыдущей. Не следует однако смешивать прогрессию в обложении с математической прогрессией. Первая не отличается пра вильностью и последовательностью вто рой — она растет то скорее, то медленнее на различных ступенях, и, наконец,совер-