
* Данный текст распознан в автоматическом режиме, поэтому может содержать ошибки
527 АНТАНТА 528 ней это не было ясно». В это время Россия еще зависела от Германии, однако цосле до говора с Францией Англия могла через пос леднюю влиять на Россию. Разбитый в вой не с Японией и ведущий борьбу с революци ей царизм все более связывался с Францией, которая только что спасла его своими зай мами.—В начале 1906 завязались первые пе реговоры франц. военного атташе в Лондоне с представителем англ. генштаба о формах военного сотрудничества и о размерах воен. помощи, к-рую Англия окажет Франции в случае войны против Германии. Эти перего воры начались по инициативе Франции, ко торая встретила в новом либеральном пр-ве (Кемпбелль-Баннерман, Грей, Хольден) пол ную поддержку. 10 апреля 1906 Англия за ключила военную конвенцию с Бельгией о переброске 100.000 англ. войск в Бельгию в случае войны с Германией. После Русскояпонской войны и - Марокканского кризиса создавалась благоприятная обстановка для непосредственного сговора Англии с Россией, для чего необходимо было устранить наиболее острое противоречие—соперничество в Сред ней Азии. По договору (1907) Великобрита нии с Россией Персия была разделена на сферы влияния. Россия отказалась от притя заний на Афганистан и Тибет. К этому момен ту относится начало участия России в А. и превращение А. из двойственного (англо французского) в тройственное (англо-фран ко-русское) согласие. В 1908 рус. министр иностранных дел Извольский предложил вне сти во франко-русскую конвенцию пункт, предусматривающий на известных условиях мобилизацию царской армии в случае стол кновения Германии с Англией. Россия еще долго оставалась неполноправным членом А. Преемник Извольского Сазонов жалуется, что он только в 1912 узнал о воен. соглашении Англии и Франции, по к-рому Англия обя зывалась немедленно выставить 100-тыс. ар мию для отражения «предполагаемого» франц. генштабом вторжения Германии в Бельгию. Во время турецкой революции (1908) проис ходит временное согласование' политики А. и стран Тройственного союза, поскольку речь идет о борьбе с революцией. В октябре 1908 Ленин писал: «Суть того, что происходит теперь на Балканах, в Турции и Персии сво дится к контрреволюционной коалиции евро пейских держав против растущего демо кратизма в Азии... Перед выступлением Ав стрии и Болгарии все существенное было уже переговорено... между шестью держа вами. Не подлежит ни малейшему сомнению, что в сентябрьский реакционный заговор Рос сии, Австрии, Германии, Италии, Франции и Англии входила „свобода действий" Рос сии против Персидской революции» (т. 12, стр. 358—59, 362). В дальнейшем однако внутри европейской коалиции, направлен ной против турецкой революции, обнаружи лись противоречия. После свержения султана у власти вопреки расчетам А. встало офи церство восставшей армии, придерживавшее ся герм, ориентации. А. предпринимает ме ры противодействия: она поддерживает по пытку неудавшегося контрреволюционного пе реворота и итальянскую экспедицию в Три поли. Это означало фактически удар по Гер мании, которая имела теснейшие экономи ческие связи с Турцией. Однако А. не меша ет Австрии объявить аннексию Боснии и Гер цеговины с согласия России, рассчитывав шей, что Австрия не будет препятствовать захвату ею проливов. А., учитывая свою не подготовленность к войне, санкционировала австр. захват (1909). В 1910 с назначением Генри Вильсона в англ. генштаб происходит ускоренная разработка вопросов сосредото чения англ. армии во Франции. План, при нятый в 1911, был осуществлен в 1914. В 1911 А. стояла перед новым конфликтом с Германией в марокканском вопросе (см. Ага дир). После агрессивного выступления Ан глии Германия, не будучи готова к войне, согласилась на переговоры, в результате кото рых вынуждена была признать протекторат Франции над Марокко (франко-германский договор 1911). В общем итоге этих столкно вений А. приобрела две выгоды: могла счи тать Италию в составе своих сил и могла использовать осложнение положения Трой ственного союза на Балканах. Создание А. сопровождалось дипломати ческой п о д г о т о в к о й е е к в о й н е с враждебной австро-германской коалицией. Безудержный рост вооружений на море на столько давил на экономику Англии, что она еще в 1907 в Гааге проявила инициативу переговоров с Германией в постановке во проса об ограничении мор. вооружений. В 1911 в связи с этим Германия потребовала у Англии обязательства «ненападения». В 1912 Германия потребовала нейтралитета в войне другой стороны, в к-рой она не может рассматриваться к а к нападающая сторона. Соглашение не состоялось, т. к . Германия не хотела отказаться от своего нового мор ского законопроекта, обещая лишь замедле ние морских вооружений, а обязательство нейтралитета со стороны Англии означало бы развал А. Непосредственно за неудачей англо-герм. переговоров последовало воен но-морское соглашение между Францией и Англией (1912). Франция, опасаясь даже условного англ. нейтралитета, пыталась «сог ласие» превратить в более тесное соглашение с Англией. С другой стороны, Англия была вынуждена в виду усиления герм, флота пе регруппировать свои морские силы, сосредо точивая их на Северном море, и предложила Франции перебросить свои морские силы с Атлантического океана на Средиземное мо ре с тем, что Англия возьмет на себя защи ту Л а Манша и Атлантического побережья Франции. В августе 1912 Грей принимает со ответствующее обязательство. Либеральное английское пр-во настаивает на сохранении за Англией формальной свободы решения об участии в войне, несмотря на разработку опе рат. планов, по к-рым предполагалось в слу чае войны с Германией довести силы англ. экспедиционной армии в Бельгии до 160 000. Однако в письме Грея Камбону 22—23 нояб ря имеется абзац, уточняющий обязательство каждого пр-ва в случае «опасности нападения со стороны третьего гос-ва без всякой к то му провокации изучить немедленно вместе с другим пр-вом вопрос, не должны ли оба пр-ва помешать нападению». В дальнейшем это обязательство, формулированное в крайне лицемерной форме, при неизбежном столк новении двух империалистических коалиций послужило формальным основанием решений англ. пр-ва о принятии участия в войне. С