
* Данный текст распознан в автоматическом режиме, поэтому может содержать ошибки
ГОМЕОПАТІЯ. 479 Хотя нежеланіе знать всякую дребедень, возведенную в ъ философскую систему и нм?югцую претензію называться наукой, вообще не заслуживает* порицалів, но в ъ т і і ъ условіяхъ, в ъ который поставлевъ правтикующій врачъ, ежедневно вращающійся среди людей, но поевященныхъ в ъ неднципу, такое незвапі? основвыіъ поюженій л ж е - н а у к я можетъ прямо вредить интереса нъ настоящей науки. Врачъ действительно обяванъ знать все, имеющее какое-бы то ни было соприкосновеніе съ медициной. Ошибки и заблуж дения, вносимый в ъ науку, особенно такія, которыя укореняются в ъ ве-врачебиой части общества, могутъ быть искоренены вполн? только тогда, когда врачи, вм?сто пренебрежнтельнаго отношенія к ъ нимъ, будутъ раскрывать всю и і ъ несостоятельность т а к ъ , гд? вто нужно. Ж е л а л предостеречь кого нибудь отъ увлеченія не-научныни заблужде ниями, мы сами обязаны виать основательно всю суть втиіъ ваблужденій. Вотъ причины, объясяяющія появлеиіе въ «Энцвклопедія» статьи еГомеопатіяг. Слово сгомеопатія» происходить отъ двухъ гречесвиіъ словъ: бііоіо?—подобный и -яа?ог.—бол?внь, потому что основнымъ принцнпомъ этого ученія является прнм?непіе т а к н г ь лекарстнъ, которыя вывываютъ в ъ органнвм? паціента симптомы, подобные joi б о л е з н и , отъ которой онъ лечится. Главное правило гомеопатовъ выражается иэречепіенъ «вішіііа similibos сагал1вг>, напоминающее русское «клинъ клиномъ вышибай». «Отцом* гомеопатін» считается обыкновенно Hahnemann, но в а основаліи исто рических* д а в н ы і ъ , собранныіъ тщательно д-ромъ Д. К. Родзаевским» н ми. другими, нужно ваключить, что первыми основателями гомеопатпчеекяго учеиія были уже врачи древности, современные Гиппократу, съ которыми, одпекоже, «отецъ медицины» не им?лъ ничего общего. Эти врачи принадлежали к ъ такъ называемой К я и декой ш к о л е . Они отвергали эначеніе анатоміи и фивіологіи, иаукъ, которыя в ъ період? вовниввовеиія Кнвдсвой школы, были, конечно, только в ъ зародыш?. Представители втой школы (напр. Хризиппь и Герофил», жившій около 3 0 0 г. до P. X . ) учили, что дли каждой боліэии должно существовать изв?стное специфическое средство. Эразистратъ в?рилъ в ъ д?йствіе минимальных* доэъ, рекомендуя, вапр., прн понос? при вивать 3 капли вина в ъ пить? и п р . Галет, жившій в ъ 1 3 1 г. по P. X . у ч а л ь , что для соіравенія здоровья необ ходимо пользовать подобное подобным», а для иэлеченія бол?вни — противоположное ігротввоаоловсвымъ. Парацелыл ( 1 4 9 3 — 1 5 4 1 г.) прявнвввлъ духовную природу бо лезни, в?рвлъ в ъ предопределенную специфичность лекарства и первый провозгла сить гомеопатическую аксіому esimilia similibus ourantur*, которая вследъ з а в в в ъ была введена в ъ тогдашнюю теранію Gierommusom, Cardanus&on ( 1 5 0 5 — 1 5 7 6 ) . Такимъ образомъ почва для воанвввовенія Hahnemann олк?лто учевія, к а к ъ ввдво взъ втять краткихъ неторвческихъ свравокъ, была давно у ж е подготовлена трудами вредшественниковъ, создавших* вто якобы «новое» ученіе. Свойственная человеческому уму, прн известныхъ условіяіъ его воспитенія и разввтія, скловность к ь чудесвоиу и таинственному, съ одвой стороны, а съ другой, уменіе евсплоатвроветь эту скловность людьми практическаго завала являются естественными причинами дальнейшего развнтія и процветалія гевеопатіи. Прежде чемъ перейти к ъ наложенію и разбору оевоввыіъ положевій гомеооатів • е лишне будетъ привести некоторый сведевія о Hahnemann&^, такъ к а к ъ его личные таланты и умъ несомненно весьма благопріятствовалл дальнейшим* успехам* и процветанію втого «ученія» в ъ изв?стпыхъ слояхъ общества. З а т е м * въ о б щ и і ъ чертах* будутъ разобраны существенный положеиія гомеопатической школы. S. Hahnemann родился в ъ Мейссене в ъ 1 7 5 5 г. и был* сыпомъ рисо вальщика н а фарфоре. Въ 1 7 7 9 г. онъ получилъ степень доктора в ъ Эрленген? и сталь заниматься врачебной практикой. Занимаясь в ъ то же время медицинской литературой, о н ъ натолкнулся н а сочнненіе профессора Эдипбургскаго университета Сиііегіл, подъ эаглавіемъ (Materia med ice >. Въ этомъ сочиненін его заинтересовало д*йствіе хинной корки прв лихорадке, послужившее толчномъ к ъ провоэглашенію «закона подобія». Опыты Hahnemann&s, падъ самим* собою, послужившіе основой учевія о законе подобія, состояли в * том*, что онъ два раза в ъ сутки, в * течепіе н?сколькяіъ дней, принииалъ по полъ-унціи хивнаго порошке (одну унцію въ теченія 24 часов*!). Эти дозы в ы -