
* Данный текст распознан в автоматическом режиме, поэтому может содержать ошибки
Г Р Е Ч Е С К А Я ЛИТ-РА [743 — 744J Г Р Е Ч Е С К А Я ЛИТ-РА Полил ас [1824—1896]—бытописатель дерев ни, ставивший своей задачей перевоспитание крестьян; Типалъдос [(814 — 1883]; Гера сим Маркорас [1826 — 9 ] . К поэтам герои ческих сюжетов относится романтик Аристо тель Валяоритис [1829— 1879] (см.), поэзия к-рого в основе своей всепело выросла из клефтских песен, Золокостас [1805—1858], писавший под влиянием итальянцев, и Лав рентий Мавилис [I860 — 1912], подражав ший поэтам «Молодой Германии». Поэтов ио нической школы объединял героизм эпохи борьбы за освобождение Греции, борьбы за народный яа. в лит-ре и новые лит-ые формы. Ио их новаторство в области формы пе шло дальше перенесения лит-ых форм Запада в Н.-Г. л. Несколько особняком стоит своеоб разная фигура сатирика общественного ук лада и нравов Греции того времени — Андреаса Ласкаратоса [1811 —1901], писавшего на народном наречии своего родного остро ва •— Кефалонии. Популярность он приобрел своеобразным романом «Кефалонийские та инства», в котором показывает ничтожество и извращенность высших классов, их умст венную ограниченность, нечистоплотность. В своих сатирических стихах Ласкаратос издевается над церковью и культом святых. Ионическая школа греческой литературы выросла в эпоху борьбы за независимость. Многие из ее представителей брались за ору жие при каждом новом восстании; некото рые гибли, другие уходили в организован ную общественную борьбу, сменяя поэзию на публицистику. Д л я укрепившегося в Греции капитализма это бунтарство стало «лишним»» буржуазия, стоявшая у власти, требовала «добрых нравов» и буржуазных добродете лей. Появляются посредственные поэты и беллетристы, произведения к-рых характе ризуют переходный период 1870 — 1880 гг. Жалкие эпигоны романтизма, они рабски подражают лит-ым образцам Запада. К ним принадлежат: Ахилл Парасхос [1838—1895], Георгий Визийнос [1849 — 1896], Аристомэв Провеленгиос [1850 — ?],Димитриос Бикелас [1835 —-1909] и мн. д р . Весьма ти пичным для того времени явлением был из дававшийся Георгом Сурисом [р. 1852] еже недельный журнал «Po&fito?», целиком состояв ший из стихов в назидательном духе, описы вавший события афинской жизни за неделю н а я з ы к е , составляющем смесь из схоласти ческих и народных выражений. Среди мно жества такого рода писателей встречались и более талантливые, как Ян Пападиамандопулос [р. 1852], стремившийся вырваться из мещанской среды, осевший в Париже и получивший европейскую известность под именем французского поэта Мореаса, и Николаос Епископопулос [р. 1874], принявший псевдоним «Николай Сегюр», снискавший себе популярность добродетельного романи ста для французских пансионов благородных девиц. Самый талантливый критик этого пе риода лит-ого безвременья и рабской подра жательности романтикам — Эммануил Роидис [1835 — 1904], оказавший громадное влияние иа поколение молодых писателей Греции. Не считая возможным появление иа своей родине гениального поэта, Роидис ви дел в изменении социальных условий жизни единственный путь к улучшению положения страны и созданию самостоятельной лит-ры. Защите демотического наречия и борьбе про тив пуристов он посвятил книгу под назва нием «Идолы*, хотя сам всю жизнь писал на «очищенном» я з . Растущая греческая буржуазия стреми лась приобщиться к европейской культуре; этому приобщению способствовали европей ские державы, г л . обр. Англия и Франция, стремившиеся укрепить свое влияние в Гр°~ пии. Греция по богатству своих недр пред ставляла большие возможности для европей ского промышленного капитала. Ввиду от сутствия собственных средств она еще в пе риод 1861 —1875 раздала иностранцам 400 концессий и учредила ряд акционерных об ществ с иностранным капиталом. Предоста в л я я иностранному капиталу тяжелую ин дустрию, греческая буржуазия нашла себе применение в предприятиях торгового типа: в мануфактуре, виноделии и табаководстве. Мелкая буржуазия постепенно вытесняется со своих позиций производителя. Стремле нием упрочить свое положение объясняется повышенный интерес греческой буржуазии к народным низам. Все эти моменты н а ш л и , свое отражение в современной греческой лит-ре» Тяготение к европейской цивилиза ции сказывалось во влиянии европейских поэтов и художников на греческих поэтов. Молодое поколение поэтов с 1888 группи ровалось вокруг журнала «&Но:мде (Эстия — очаг), руководимого поэтом-романтиком Ге оргом Дрозинисом [р, 1859]. Самым видным поэтом этой группы является Коста Паламае-—поборник народного наречия. Паламас, в своем творчестве сочетавший черты различных европейских литературных в л и я ний и греческих литературных групп, при надлежал к богеме (мальяросам). Это -— индивидуалист, про поведывающий красоту ради красоты. Творчество Паламаса отли чается совершенством формы. Он является крупным ученым в области лингвистики и самым видным литературным деятелем современной Греции. Все последующие по эты, до последнего времени, считают его своим учителем. К этой же группе примы кает Костис Кристаллис [1868 — 1894], сти хи которого, построенные по клефтским образцам, проникнуты глубокой печалью. Особенно сильный толчок молодому лит-ому движению дал поэт Психарос (Психари), своей книгой «Мое путешествие» [1888] резко поставивший вопрос об я з . Психари стал во главе новой филологической школы, известной под названием психарнзма, рато вавшей з а народное наречне, объявившей войну традициям в языковедении и пу ризму в литературе. Прозаические произве дения Психари — психологические этюды. В пьесах своих он выступал противником ницшеанской философии сверхчеловечества.