
* Данный текст распознан в автоматическом режиме, поэтому может содержать ошибки
ГРАФИКА [719 720] ГРАФИКА приемы: художественную стилизацию, орна ментовку в буквах и заставках. В дальнейшей истории славянской гра фики можно установить ту ж е связь пись менных стилей с общей историей к у л ь туры, к-рую мы наблюдали в смене стилей латинского письма. Проф. В . Н . Щепкин так характеризует смену трех главных стилей славянского письма — устава, полуустава, скорописи: «Славянский у с т а в , подобно своему источнику — уставу византийскому, есть медленное и торжественное письмо, характерное для эпохи, когда письменность носит преимущественно церковный харак тер. Отсюда вытекают все его внешние осо бенности — отчетливый архитектурный ха рактер линий, геометрический, медленно вычерченный характер букв и малое коли чество сокращений. Славянский полу у с т а в характеризует эпоху, когда пись менность перерастает литургические рам ки и обнаруживает более широкое лит-ое развитие. В связи с возросшей потребностью в книгах, полуустав является к а к деловое письмо писцов, работающих на заказ и продажу: полуустав соединяет цели удоб ства и четкости — отсюда его внешние при меты» (меньшая величина буквы, меньшая ее каллиграфическая строгость, большее количество сокращений). Наконец, «ско ропись характеризует эпоху, когда письмо широко распространено не только в каче стве потребности высшей культуры, но также в качестве орудия практических целей — сначала в ме жд у народных и пра вовых отношениях, затем в государствен ном и частном управлении; в этих двух последних областях, в силу усложнения государственного управления и частного хозяйства, первоначальные краткие за писи все более заменяются системой под робных документов. Существенное уско рение процесса письма достигается в ско рописи особыми приемами, к-рых не знают ни устав, ни полуустав к к-рые резко отра жаются на внешнем виде скорописных букв» (заходом концов букв за пределы строки и их связным написанием). Грандиозные культурные изменения в России в конце X V I I и в начале X V I I I вв. отразились и на русской графике: кирил лицу для книг светской печати реформа торы приблизили к латинице. Выброшены были некоторые буквы (юс, омега, оу, Йотированные «е* и «а>, и другие, опуще ны титлы и буквы под титлами, а также другие надстрочные знаки, кроме точек над 4 » , и изменены в сторону латиницы начертания отдельных букв и общий ха рактер письма. Т а к составился русский гражданский алфавит. Частичные измене ния в алфавите производились в- продол жение X V I I I в . : в некоторых изданиях второй половины этого столетия введена была особая буква для обозначения «о» после смягченных согласных (да» с накры тием наверху). В 1917 произведены были, в связи с реформой орфографии, новые сокращения алфавита: опущены буквы е-в», «о*, «v>>, а в большей части печати и «ъ». В основу украинского и белорусского алфавитов, а также в основу ряда алфави тов восточных финнов, положен был рус ский гражданский шрифт. Значительное влияние России в придунайских землях в X V I I I и X I X вв. повело к принятию сербами и болгарами русского гражданского алфавита за основу при ре форме алфавитов, причем сербский рефор матор начала X I X в., Вук Караджич, до бавил к заимствованным буквам шесть но вых букв и между ними «ja, а болгары сохра нили элементы кириллицы (юс большой). О графических приемах для передачи интонаций звучащей речи — си. «Пунктуация*. О взаимоотношении Г . и фонетики — см. «Орфография^. ГРАФИЧЕСКИЕ ФОРМЫ ПОЭЗИИ. Нормаль¬ но в построении художественного слова гра фика играет роль лишь системы вторичных символов для передачи его фоники (см,.). Однако, теоретически возможно и историче ски засвидетельствовано использование гра фического слова к а к единства чисто начер тательного для создания известных зритель ных эффектов. При таком — не линейном, диахроническом (свойственном акустическо му впечатлению), а плоскостном синхрониче ском восприятии графического слова—-ста новятся возможными формы поэзии, которые можно назвать графическими. Сюда относятся не столько широко извест ные в изобразительных искусствах Востока формы графического орнамента (эти орна ментальные формы Г . не оказывают влия ния на выбор словесного материала и, сле довательно, остаются за пределами лит-ры как словесного искусства), сколько такие формы графической словесной игры, как фор мы а к р о с т и х а , т е л е с т и х а , п а л и н д р о м а , л а б и р и н т а и др. еще более осложненные формы распределения графических слов на плоскости. Расцвет подобных форм графической поэ зии связан обычно с периодами глубочай шего упадка словесного искусства как искусства эмоционального и идеологиче ского, и превращения поэтического твор чества в забаву уже лишенных творческих импульсов, но материально обеспеченных общественных групп (ср. расцвет этих форм в позднеантичиой поэзии, в поэзии Барокко). В России формы эти пытались воскре сить некоторые из символистов (Брюсов) и имажинистов (Шершеневич). БиЗдиоврафия: Круцната открытия поел ? дни х д^еятилатгй делают устаревшими в вепригодяыыи не учитывающие прежчнв работы, (как напр. труды L e n o r m a n t*a. W и 11k e, F а и 1 ra a n n / a , K I a p t o t b a , В e r g ч r a, T a y. l o r & а ) и основанные на них компиляции, лак напр. Ш я и п в Р Я. В., Идлюотриривапнвя всеобщая история письмен., СПБ., 1903. Ив новгйшизс набит по теории и четопди пиеъм ч — с м , l o a a e n H . , Gescnicbta der Scbrift, Hanmver, 1925 (поди, бибшпгр.зфпя). По вопросу о прпчехожде^ни письма: D a n z e l , Die Anfange der Bebrift, bp*. 1912; L e v y-B г tt h 1, L a mentality primitive, P ; В e ft л e. Or T 1 t