
* Данный текст распознан в автоматическом режиме, поэтому может содержать ошибки
ГОРЬКИЙ [653 — 654] ГОРЬКИЙ тордой, свободной личности. И лишь в пьесе «Враги» есть более уверенная попытка дать классовую психологию пролетариата. Но эти произведения и эти образы наименее худо жественны, наименее полноценны, в них больше всего идейных и художественных противоречий. Это произошло в силу того, что пролетариат еще выступает в творчестве Г. не как субъект, а к а к его объект. Проле тарская идеология повлияла на творчество Г., но преломилась там, как проповедь аб страктного «Человека» гуманности, свободы личности, своеобразного утопического со циализма — она не могла найти своего адек ватного художественного и идеологического выражения. Метод развертывания указанных образов находится в соответствии с тем социальным содержанием, которое в них дано. В ос нове развертывания образа у Г . нет устой чивого сюжетного стержня. Образы раз вертываются не на основе развития орга нических отношений между героями, выте кающими из их общей бытовой или другой связи, а на основе хроникального накопле ния образов, положений, ремарок автора и т. п. Произведения Г. по своему типу — скорее дневники. Одни ведутся от имели са мого Г., другие от имени центрального, по замыслу автора, героя. Наиболее характер ное для Г. построение •—• это жизнеописа ние. Так построены — «Фома Гордеевз (жиз неописание Фомы Гордеева), «Исповедь» (жизнеописание Ионы), «Трое» (жизнеописа ние Ильи Лунева), «ЗКиэнь ненужного чело века»,«Жизнь Матвея Кожемякина», «Жизнь Клима Самгина», «Детство», «В людях», «Мои университеты» (последние три произведения дают хронику фактов от лица автора), и др. Не случайно, что там, где Г . не связы вает себя необходимостью стройной интри ги, он наиболее ярок: «Детство», «В людях», «Мои университеты» — несомненно наиболее совершенные произведения Г . Но в них и наиболее полно выражено стремление отре шиться от стройного сюжета. Г . всего слабее там, где необходимо наи большее действие героев. Таковы его пьесы. Здесь автор должен облекать свое твор чество в формы менее адэкватные его со держанию. Характеристика образов, событий развер тывается вокруг героя, поставленного в центр произведения (Фома Гордеев, И л ь я Лунев, Матвей Кожемякин, Петр Артамо нов, Клим Самгин и др.). Смежные образы группируются вокруг центрального. Они вводятся часто механически (благодаря встрече), их введение нередко не мотиви ровано логикой произведения. Герои при ходят и уходят, обменявшись двумя-тремя репликами, чтобы не возвращаться, или воз вращаются для такой же эпизодической ро ли. Второстепенные герои вводятся как раз новидности человеческого рода, они заинте ресовывают автора сами по себе, а не в связи с необходимой логикой произведения. Отдельные образы могут быть удалены или переставлены без того, чтобы существенно нарушилась логика произведения. Характе ристика образов достигается не их углуб ленной трактовкой, а количественным на коплением вводных образов. Здесь не встре тятся герои с усложненной психологией и философией. Их психологическое и идей ное содержание сводится к небольшому ко личеству характерных черт. Здесь нет боль шого внутреннего усложнения психологии отдельных героев, как у Толстого, Достоев ского. Произведение строится на основе развития психологии многих действующих лиц. В «Матвее Кожемякине», «Жизни Кли ма Самгина» так велико количество ге роев, так несложно их внутреннее содер жание, что некоторые из них выпадают из контекста восприятия, мелькают, как слу чайные тени. Произведения Г . строятся по принципу механического накопления положений, со бытий, описаний природы, быта, внешности героев и т. п. Каждый из этих элементов приобретает в произведении самодовлею щий характер, ослабленно связанный с не обходимой логикой развертывания основ ного конфликта, данного в произведении. Отдельные эпизоды выпадают из необхо димой логики основной интриги произве дения, они для нее не существенны. В этом отношении особенно характерны вставки песен и описания пения, рассказы героев & о своей жизни, пейзажи, рассуждения авто ра и т. п. Элементы эти вводятся не в силу необходимости для основной интриги и для характеристики образов, а в силу их самостоятельной важности. Т а к пейзаж, описание пения выступают у раннего Г . как начала, противопоставленные скучной и обыденной жизни. Эти особенности сами по себе не являются недостатком творче ства, они являются этапом развития твор чества определенной социальной группы,— они легко объяснимы условиями образа протестующего человека, выбиваемого а з своей устойчивой социальной базы, дви жущегося к пролетариату, хотя и не сли вающегося с ним. Разрушение устойчивых жизненных рамок, протест против гнета жизни во имя человека, социальная на правленность творчества — все это выра зилось в отвлечении от устойчивой сюжет ной интриги, для к-рой нужны устояв шиеся жизненные рамки, в выдвижении лич ности героя, ибо отношения изменчивы, изменчива обстановка. Действие выступает не как п р о ц е с с , а как с о б ы т и е — личность вырастает и связует эти элементы. Социальная направленность не дает ма териала для психологического самоуглубле ния, она вырастает в необходимость сужде ния о жизни, о многих фактах, о многих людях, о всей жизни. Автор проводит перед читателем вереницу образов, фактов, чтоб вьт* разить суждение о «мерзостях жизни», чтоб через образы свои протестовать против «свин цовых мерзостей». Но так как этот цротест основан еще не на действии, не на массовом