
* Данный текст распознан в автоматическом режиме, поэтому может содержать ошибки
ОРЫШЙ 1649 — 650] ГОРЬКИЙ ^ильным и гордым. П у б л й ц и с т и ч е : к и е о ч в р к и Г . дают суждение о жизт и осуждение ее. Образы здесь заменяют ся доказательствами; и это не недостаток &ворчества. К а к легендарная, так и публи цистическая струя были у Г, формой выракения социальной активности; в одном слуiae путем творчества символов, в другом — 1утем публицистических суждений (тако*ы публицистические очерки «Однажды >сенью», «9-е января», «В Америке», «Ин?ервыо», «Русские сказки» и др.). Основной план горьковского творчест ва —• реалистическое повествование. Сюда зтносятся и такие крупные произведения, сак «Фома Гордеев», «Трое», «Мать», «Жизнь Матвея Кожемякина»; из последних про в е д е н и й — «Мои университеты», «Дело Артамоновых», «Жизнь Клима Самгина». ^юда же относятся и драматические про в е д е н и я автора. В этих произведениях, зсобенно в очерках «По Руси», Г . дает обра зы окуровщины, богатое отображение всей /ездной России. Публицистика нередко пе ребивает здесь развертывание образов, а от дельные образы выступают к а к символы, хак широкие, но схематические обобщения. Во всех этих проявлениях творчество Г. выступает как социально направленное, вы носящее суждение об общественных услозиях, ищущее преодоления изображаемой действительности. Творчество Г . в своем развитии шло от збразов отвлеченных, эмоционально-насыценных, от противопоставления реальной действительности — действительности идеанизированной, желанной. В этих образах лреодоление действительности происходит •ia основе идеализации силы, гордости, сво боды. Освобождение от гнета социальных условий достигается в отвлечении гордых, свободных, сильных людей-соколов, в прогивовес у ж а м , не свободным и не желающим звободы, бессильным, униженным. Таковы все эти отвлечения, к а к Лойко-Зобар, Донко, Сокол, Мальва, Варенька Олесова, Кузь ка Косяк, Кувалда и д р . , они противопо ставляются ужам — Петунниковым, Полкановым, Тихонам Павловичам. Это резкое противопоставление на даль нейшем этапе творчества в значительной мере теряет свою абстрактность. Выход за пределы данной действительности Горький пытается найти на почве ее самой, ее сред ствами. В соответствии с этим образы Г . получают реальное наполнение, берутся в связи с конкретными условиями жизни. Главное место в творчестве Г . этого пе риода занимают окуровские люди, окуровскнй быт. И затем вплоть до самого послед него произведения — «Жизнь Клима Самги н а » — Г . преимущественно занят различны ми категориями образов мелкобуржуазной интеллигенции, расщепившейся на вышед ших в буржуа и протестующих. Основной образ, в котором нашло свое художествен ное выражение социальное основание твор чества, в котором это последнее выступает как наиболее адэкватпое социальной дей ствительности и как наиболее характери зующее именно данный этап развития со циального феномена, раскрытого в Г . , — это образ человека, выброшенного из своей колеи, неудовлетворенного угнетающей дей ствительностью, но бессильного преодолеть ее средствами самой действительности. От сюда— неразрешимые противоречия, посто янная неудовлетворенность, трагедия этого человека. Этот образ вырастает на почве противопоставления ему ряда других, по бочных образов. Социальные условия, в которых живут горьковские люди, неприглядны. Это мещан ское существование, до краев переполненное скукой, будничной беспорывностькк «Скуч но» — одна из самых излюбленных у них характеристик жизни. В этой жизни слиш ком мало праздников, порывов, зато вдо воль зверства, мещанского самодовольства и озлобленности. Взамен уважения к досто инству человека—его постоянное унинсение. Нет прочного, устойчивого места — посто янное перебрасывание человека, заставля ющее его крепко держаться за жизнь, драть ся за нее. «Мир — зверь» — такова формула этой действительности. Постоянная неу стойчивость своего социального положения, порожденная развивающимся ходом капи талистических отношений, рождает неудов летворенность действительностью и отри цание ее. Каковы ж е пути этого отрицания, дан ные в образах Г.? Укажем здесь основные. В творчестве Г . мы встречаемся с мечта телем, заменяющим действительную огра ниченность жизни привлекательной, убаю кивающей мечтой. Мечта о необыкновенном, переодевание обыкновенных будничных лю дей и отношений в прекрасный, но иллю зорный блеск желанного, но недостижимо го, подмена неприглядной правды призра ком, ложью. Все это — различные варианты конфликта стремлений к красочной жизни и порабощения жизнью. Это —- простейший элементарный путь отрицания гнетущей дей ствительности и ее преодоления. Но преодо ление иллюзорно: оно не уничтожает раб ства жизни, а лишь украшает его, навевает человечеству «сон золотой». Жизнь вскоре вступает в свои права, разрушает мечту, резко разоблачает ее. Мечта необходима — это постоянно утверждают герои Г . , — н о не дает выхода и недостаточна — это постоянно утверждает суровая жизнь, врываясь своей неукоснительной и прямолинейной прав дой. Замена неприглядной ясизни мечтой о лучшей жизни, ложь, прикраишвающая жизнь, — э т о свойство бессильных, придав ленных жизнью людей. Таковы: Тереза («Болесъ»), Яков («Трое»), Арина («Скуки ра ди»), Тор су ев («Рассказ о безответной люб ви»), Фома Вараксин («Романтик»), такова мечта о королеве Марго («В людях») и др. Эти образы входят в творчество Горького как необходимые, но не как стержневые эле| менты, здесь выступают свои философы,