
* Данный текст распознан в автоматическом режиме, поэтому может содержать ошибки
ГОМЕРИДЫ [603 — G04J ГОМЕС де ла СЕРНА Изложенное положение Гомеровского во проса можно выразить картинно, к а к это делает Ховальд (Howald), сравнением с коробочками (малые песни), которые ле жат в большой коробке (окончательная ре дакция песен). К сожалению, до сих пор огромная ученая работа протекает г л . обр. в области второстепенных и специальных историко-литературных, в значительной сте пени чисто формальных вопросов, касаю щихся одного личного Г . Эта у з к а я фило логическая работа, вытекающая гл. обр. из желания найти основную, но видимо ни когда не существовавшую реальную форму записанного текста поэм, представляет не утешительную картину бесплодных исканий и непримиримых мелких противоречий. Библиография: I . Переводы: Илиады — Гнедича И, (?ПВ., 1829, 2 тт.} и Минского (П., Ш6); Одиссеи—Жуковскогс [1Й4&, Карлсруэ, 2 тт. [о ошибиинн), затем обе нпигл сост. П а I I I тт. "Новых стихотворений Жуковского» л почтя одновре менно сост.YIH и I X гг. 5-го изд. его ^Сочинений*. См* еще вСтнхотв прения Жуковского*, изд. 9-е, под ред. П. А, Ефре мова, т. I V , СПБ., 1894]. Из переводов переизданы: в 1913 — Гыедича (исправленный) п Жуковского — А. Грузинским, с введением к Гпедичу Вяч. Иванова. Об отношении перев, Одиеоеп к подлиннику — П о л и в а л о в, В. А. Жуполокпн и его произведения, М., 1SS3. Из лрптаивлеыых Г. пронзв, D>peB. «Гимны* (В. Б ере саек ыы). Соколов Ф. Ф., Гомеровский вопрос, Жури. 18GS, К ? № 11 Е 12 (переиздан в его кТрудах», 1 9 1 0 ) ; Д ж о б б Р . , Введение к «Илиаде* и (.Одиссеев, перев. в англ., СПБ., 1892; Ш е е т я к о в С. П., О происхождении но ом Гомера, Казань, 1802 —1899; З е л и н с к и й Ф., Закон хронологической несовместимости и композиция вНлнадвд, Сборник в честь Корша, М.,1896; П с т р у ш е л о к и й Д . М . , Общество и государство у Гомера, М., Ш З ; М а р р Н . Я . , К толкованию имени Гомера, «ДОКЛАДЫ Акад. науки, Л . , 1931, январь— март; Е г о нее, Название агруеского бога еыерти Kalu и термина япиеатья, кпетье, «чорт», «поэт» и «слепец», "Известия Акад. паук», 1924, 183; Сборник в честь акад. П . Я. Марра, «Гомер и яфетическая теория», Л . , 1929 (в печати), объединяющий статьи участников коллективной рнботы вГомер и яфетическая теорияе при Научно-исследовательской инсти туте изучения языкоа и лит-р Востока и Запада при Ленин градском государствен пои университете. На нем. лз,: F i n з 1 е г, Homer, Lpz., Ш З — 1 9 1 8 ; D г е г и р Е., Homer, Die Aniaoge der hellenischen Kultiu, 1003, a AuH., Mains, 1915; Bathe, Homer, Lpz., 1914—1922 (2 Bde); Нотепвепе Poetik, J , I I I , 1921; M e l a t e r C , Die bomerischc Kunstяргаспе, 1921; S c h o f i c r G., v., Die Schflnheit Homers, 1921; W e k b i n K . , EpLkritigches zur Homerischen Fiage, 1923; O a u e t P , , Gnindiragen der Homerkritik, Lpz., поел, изд. 1923. В указании* сочинениях можно найти дальнейшие ссылки на необозримую специальную лит-ру. Русская лит-ра о Гомере до 1895 приведена у П р о э о р о в а П . , Системати ческий указатель книг и статей по греческой филологии, СПБ., I S 9 B ; Э и г о л ь с, Происхождение сеыьн, частной собствевнопти и государства, гл. I V — греческий род, о цитатами из К.Маркса, из его критики на изложение Гротом греческой исто рии. Вагляди; Маркса на греческий эпос изложены в недавно найденном лтрыюсс из предисловия к «Критике политической экономика, Эпщлгглчеекое и фольклористическое освеще ние в работах! Anthropologic und die Kbssiker, Heidelberg, 1908; S a m t e г, Volkekunde im altepracblichen Upterriehfc, Homer, Bsrlin, 1923. Б. Л. Богоевсшй МНП, П. Наиболее известные его произведения: -*Ьн vida blanca у negra» [1917], «Greguerias-> [1920], «РотЬоз- [1918], ^Disparates* [1921J, *Е1 doctor inverosimib [1921], «Cinelandia» [1924], а за последнее время «La niujer de а т Ь а г э , «E1 ducho del atomos и «E1 caballero del hongo gris&. Испанская критика обычно определяет Г . к а к писателя ультра-левого. Он резко выделяется на фоне современной испанской лит-ры. Изощренный психоло гический анализ, соединенный с эксцентрич ностью повествовательной формы, увлече ние модными психо-патологическими тео риями, вроде фрейдизма и п р . , & — в о т что характерно д л я его произведений. Г . — мастер парадокса. Некоторые произведения дго представляют собой сплошную и непре рывную цепь парадоксальных высказыва ний и афористических утверждений, объ единенных лишь некоторой видимостью сю жетного построения. Г. пытается нарушить канонизированные жанры прозы, трактуя романы и новости к а к пестрый свод рас сеянных листков лит-ого блокнота. Он вво дит , в них по существу вне литературные элементы, к а к напр. диаграммы, схемы и пр., служащие своеобразными возбудите лями читательских рефлексов. Некоторые из заглавий книг Г . , являющихся сборни ками афоризмов и мелких заметок, наро чито подчеркивают эксцентрическую манеру автора, к а к папр. «Gregiieria&» (Неразбе риха) или «Disparatesi> (Несуразности). Су щественнейшую роль в творчестве Г . играет ирония, по преимуществу ирония ради самой себя, не обращенная на какой-либо опреде ленный объект н не ставящая перед собой каких-либо целей, что стоит в связи с общим миросозерцанием автора. Г. зачастую совершение сознательно и намеренно отказывается от какой-либо опре деленной и четкой идеологической уста новки. З а его парадоксами скрывается д е кл ассир ов анный иыте л л и ге нт-и н д ив и д у алист; их можно было бы назвать аналити ческим в се отражением, корни к-рого гне здятся в психологии рафинированного сноба и лит-ого дэнди. Д л я Г . мир является пе стрым калейдоскопом узоров, расцвеченных пятен и масок. Умонастроение Г . приводит его порой к обостренному скептическому вос приятию современности, и тогда его ирония принимает общественный характер. В этом отношении заслуживает внимания роман ГОМЕРИДЫ.— В древности Г. назывались «Cine land ia=> (русский перев. В . Рахманова, почитатели Гомер а или рапсоды (см.) вообще. яКиноландия», Г и з , Л., 1927), к-рый являет Н а острове Хиосе название Г . носил род, ся одновременно памфлетом на буржуазное считавший Гомера своим основоположни искусство и современную кинематографию ком; члены этого рода были певцами поэм и сатирическим изображением капитали Гомера. Впоследствии словом Г . обознача стического общества с его хищнической лись поэты, к-рые, по мнению многих иссле моралью, цинизмом, дикой борьбой з а су дователей, являлись позднейшими авторами ществование и п р . Ироническое отношение к некоторым метафизическим и схоластиче разных отрывков «Одиссеи» и «Илиады». ским элементам в современной науке бур Библиография: П . A l l e n Т h, W „ The Homeridae, 1907. жуазной Европы подсказало Г . р я д инте Г М С д ла С Р А Рамой [Ram6n G6- ресных страниц в e r o « E l doctor inverosimib О Е е Е Н raez de la Serna] — один из оригинальней (русск. перев. Б . Кржевского, «Необыкно ших современных испанских новеллистов. венный доктор», Г и з , Л.,1927), посвященных Литературную деятельность начал в 1904.