
* Данный текст распознан в автоматическом режиме, поэтому может содержать ошибки
ГОДВИН [575 — 576] ГОДИНЕР Гольбаха, Гельвеция) склонило его к деизму, а потом к безбожию. В 1882 он порвал с церковью и, переехав в Лондон, стал идей ным вождем к р у ж к а интеллигентных раз ночинцев. Члены к р у ж к а следили за фран цузскими событиями, участвовали в англий ском революционном движении. Итоги своих размышлений Г . запечатлел в трактате «Исследование о политической справедли вости» [1791 —1793] и в начатом тотчас же [1793] романе «Калеб Вилльямс, или веши как они есть*. Цель романа — популяри зация идей трактата, распространение бла годетельных истин среди тех, кому недо ступны ученые книги. Трактат стал предме том особого правительственного заседания, но не был изъят из обращения благодаря своей малодоступности к а к книга ученая и непомерно дорогая (3 гинеи). Аиархо-коммунист, Г. отвергает суще ствующий общественный порядок к а к источ ник з л а . Государство с его законами — орган угнетения одной части человечества ради благоденствия другой. Собствен н о с т ь — источник роскоши и пресыщения, нищеты и истощения, пороков и престу плений — ведет человечество к выроясдению. Религия — средство порабощения. Причина зол —- незнание истины; узнав ее, человечество станет свободным. Монархи и аристократия падут. Исчезнут собствен ность и неравенство. Не будет войн. Однако путь к этому светлому будущему не есть путь революции, насилия. Г- — просвети тель, он верит в способность человечества к безграничному самосовершенствованию. «Разумно» организованный быт перевоспи тает человека морально и физически. Эти идеи, систематически изложенные в трак тате, высказывает в страстной тираде К а леб, а вся система образов романа иллю стрирует тезис о порочности общества, основанного на частной собственности, на ходящегося в состоянии непрерывной войны богатых против бедных. В основную тему— злоключения слуги (Калеб), преследуемого барином (Фолькланд), вплетаются родствен ные темы — злоключения и гибель прите сняемых помещиком (Тиррэль) бедной род ственницы (мисс Мэльвайль) и крестьян (Хайкинен, отец и сын). Талантливо написанная книга имела ко лоссальный успех. Ею зачитывались, ей по¬ дражали (Шелли), ее пародировали (Вордсворт), переделывали д л я сцены (Каль ман), на нее негодовали (Мальтус). В Рос сии — Н . Г. Чернышевский, писавший: «один из моих любимых писателей — ста рик Годвин*, высоко ценил этот «роман без любви» («Лит-ра и марксизм», 1928, I I I . Неизданные произведения Чернышевского). В пьесе «Железный сундук» (переделка) блистали лучшие актеры Европы и Америки (Грин, Тальма, Купер). В 1794 Г . выпустил смелый памфлет в за щиту 12 арестованных членов «Соггевропding Society*, чем способствовал и х осво бождению. Другие произведения Г . менее значитель ны. Драмы—не сценичны. В романе «Флит вуд» автор вскользь дает картину быта и эксплоатации детей на фабрике, основная же тема романа — одиночество. «СэнтЛеонэ — роман из жизни средневековья. С 1795, с наступлением реакции, Г . зам кнулся в узком к р у ж к е последователей и друзей. Консервативная пресса обвиняла его в нигилизме, атеизме, безнравственно сти, широкая публика постепенно забывала. Ему приходилось часто бороться с матери альной нуждой. Только в 1831, за 5 лет до смерти, он получил от нового парламента синекуру. Библиография: I . СОЧЕН. Годвина, кроне укапанных: Me moir of the author of the vindioation of the rigths of womou, 1797; Hectwood or tho new man of feeling, 1805; Fables, Ancient aod Modern, 1805; The looking glass, ifl05; Fiiulksnor, a Tra gedy, 1307; Mandcville, 1B17; Cloudealey, 1830; Thoughts un man, 1831; The lives of necromancers, 1831 и др. II. В г о о и К. F o r d , The UEo ol WUUam Godwin, L . 192G; R o u a s i n , W, Godwin, P . , 1913; R о m u э P . , W. Godwin, Lpz., 1907; B r a i l s f o r d H . H . , Bezellay, Godwin and their Circle, L . , 1913; S i m o n H e l e n , W. God win und M, Wollstonecraft, Munchen, 1909; S a i t a e f f H , , W. Godwin und die Anfa-ngc deB Auarchigmus in 16 Jallrh., 1907. E. Кирнша 1 T Г Д Н Р Ш. [ 1 8 9 2 - ] — еврейский пи О И Е сатель. Р . в Минской губернии. С 1913 по 1920 провел в армии, на империалистической и затем гражданской войне на Украине, что и отразилось в его главных произведениях, посвященных империалистической бойне и последующим революционным событиям. Первый свой рассказ «Минуты» напечатал в 1921 в газете «Эмес», затем три его расска за — «Куклы», «Нагота» и «Ивангород»—по явились в журнале «Штром». Произведения эти привлекли внимание новыми художе ственными приемами. В 1924 вышел первый сборник рассказов Г . , а в 1928 появился его роман «Человек с ружьем», укрепивший за Г . особое место в новой еврейской пооктябрьской лит-ре. Творчество Г . выкристаллизо валось в огне революционных событий. На ходясь под влиянием еврейского символиста Нистора (см.),Г. начал с у к л о н а в сторону символического изображения, но расширен ная интернациональная тематика не смогла ужиться с нистеровским нар одно-сказ очным стилем, и Г . переходит к бытописательству, сохраняя свое романтическое своеобразие. Основной сюжет Г . — империалистическая война. В рассказах «Кукла», «Ивангород» и д р . ненависть к войне носит абстрактнопацифистский гуманистический характер. Выхода он не видит. К а к война из импе риалистической превращается в револю ционную—-он показал в романе «Человек с ружьем», где описал распад царской армии и зарождение красных частей. Между дву мя борющимися силами — группой боль шевиков и контрреволюционных генера лов—-поставлена еврейская семья. Война, беженство,еврейские погромы привели к эко номической катастрофе эту семью, к трагиче ской гибели одних ее членов, к катастрофе национально-религиозных иллюзий остав шихся в живых. Морально возродится и вос создаст новую жизнь лишь тот, кто идет за