
* Данный текст распознан в автоматическом режиме, поэтому может содержать ошибки
ГЁТЕ [519 — 520] ГЁТЕ Постоянные занятия искусством, в осо бенности классическим, приводят Гёте к изданию журналов, посвященных по пре имуществу изобразительным искусствам: «Пропилеи» [1798—1800] и «Искусство и древность» [1815—1828], а также созда нию монографий: «Винкельман и его век» [1805], «Филипп Гаккерт» [1810—1811], статей: «Тайная вечеря Леонардо да Вин чи» [1817—1818] и др. Необходимо упомя нуть и о многочисленных статьях Г. по мировой лит-ре: о лит-рах восточных, сла вянских, английской (Байрон и др.), фран цузской, итальянской, испанской (Кальдероз и др.), о народной поэзии, о понятия— «всемирная литература» и др. В связи с мыслями Г, о «всемирной лит-ре»,—лит-ре, к-рая, преодолев свою узко национальную ограниченность, впитала бы в себя художественный опыт других стран, находится его книга лирики «Зап.-восточ ный диван». Г . не отказывается от покло нения античной лит-ре, к-рую он продол жает считать наиболее совершенной, он лишь расширяет круг своих лит-ых сим патий, включая в него богатую культуру Востока (гл. обр. арабскую и персидскую). К индийской культуре он относится до вольно сдержанно и по тем самым причи нам, по каким романтики восторгались ею. Индия рисовалась ему колыбелью всего смутного, темного, мистически бесформен ного. В «Зал .-восточном диване» тради ционный для зрелого Г. мотив отречения переплетается с необычайно радостным чув ственным восприятием мира, заставляющим вспоминать «Римские элегии», своеобраз ным дополнением и продолжением к-рых как бы является «Диван». Перенося чита теля в мир восточного великолепия, в ат мосферу мажорного сенсуализма, Г. зна комит его не только с формами и темами восточной лирики, но и с мудростью Б л и ж него Востока. К «Дивану» приложен про заический комментарий, в к-ром Г. пове ствует о лит-ре, нравах и патриархальном быте восточных народов. Любование пат риархальным бытом в «Диване» («Запад, Норд и Юг — в крушеньи; троны, царства — в разрушеньи. П а Восток укройся Дальний, воздук пить патриархальный; в песнях, играх, пированъи обнови существованье». Перев. Ф. Тютчева) имеет те ж е основания, что и сочувственное изображение ремеслен ного уклада в «Годах странствований Виль гельма Мейстера». В обоих случаях Г. вы ступает в качестве пристрастного изобра зителя жизни, нетронутой еще капитали стическим развитием. «Зап.-в о сточный диван» открыл собой эру увлечения ориентальной поэзией в не мецкой лит-ре. По следам Г. пошли Рюккерт* Платен и д р . К <Дивану»примыкает по своей целеустремленности цикл стихо творений «Chinesi5ch-ueutache Jahres-und Tageszeitem (Китайско-немецкие времена дня и года, 1827)- Персия и Индия уступают здесь место Китаю, С 1811 начала выходить знаменитая авто биография Гете «Dichtung und VahrJieit. Aus meinem Lebene (Поэзия и правда- Из моей жизни, 1811—1831 гг.), охватывающая детство и юность поэта (доведена до осени 1775 Г - ) . Вместе с «Итальянским путеше ствием 1786—1788 г г > , «Путешествием по Швейцарии», «Кампанией во Франции». «Осадой Майнца», «Анналами» она образует огромный автобиографический цикл, к ко торому следует также отнести и грандиоз ную переписку Г. (50 тт. веймарского изда ния), необычайно богатую мыслями, дающую возможность довольно подробно проследить всю духовную историю писателя. О мыслях старого Г, дают также представление «Бе седы Г. с Эккерманом» и «Беседы Г. с канц лером фон Мюллером.. / Н о самым грандиозным созданием Г. Вёсспорно является его трагедия «Faust» /(Фауст), над к-рой он работал в течение всей своей жизни. Основные даты твор ческой истории «Фауста»: 1774 — 1775 — «Urfaust» (Прафауот). Д 7 9 р — издание *Фаj/ста» в виде « о т р ы в к а » Т ~ ^ ^ — окончание первой части, 1808 —& вьТх63Гв свет"ЪёщюТ части, ЙЬ — начало работы над второй частькТГ lb&^b" — окончание «кленыТ~~1^первый набросок — Т739Т;ГНЗШ —• «Классиче ская Вальпургиева н о ч ь ^ __18?L,— «Филе¬ мон и Бавкида», окончание «Фауста». В «Прафаусте» Фа^ст (о возникновении и развитии образа в европейской лит-ре см. «Фауст») — р^р^ченнь]Й_бунтарь, напрасно ст^>емяпш?ся_ к п р о н и к н о в е н и ю в тайны прир оды, к утвержденшо вJThcvк & своего «я»_над о к р ^ ^ а ^ щ щ Г м й р о м . т о л ь к о с ^по явлением п р о л о г а н а небе [1800] трагедия усваивает те очертания, в к-рых привык ее видеть современный читатель. Дерзания Фауста получают новую (заимствованную из Библий ~ - Книга Иова) мтгхиьи^ошеу. Из-за него спорят бог и сатана (Мефисто фель), причём бог предрказьшаог Ф а ^ с т ^ ко торому, к а к и всякому ищущему человеку, суждено ошиощъса^ сдасшщо^ ибо «честЩШ^е^бве^в^лоддм исканьн все ж твердо сознает, где правый п^ть»: эт оТпу ть — путь, н^устШньТх~"сл^ к открытшо_дей^т^итально 3Ha4HTj3m^mro смысла ж и з н и : Подобно Вц л ь г е л ь м у ~ Ж ё йст е руч Фауст^ преяеде д_см_обнаружить конечную цель своего существовавия, 1гроходит ряд" «обра зов ате л ь н ы х ^ т ^ е пей». Jjii^gag^Ti&HeHb — еГо~любовь к наивной меп^штчкн~Тр&етхен, кончающаяся трагичеекц. Фауст г7оЁЁда"ет Гретхен, и^та^в о т ч а я н и и ^ б и в ^ д ^ и в ш е г о с я ребенка, погибает. ТГо _фауст_не" может поступить иначе,"& он ие может._зам^аДуться в узщзв ^_рамки_ семейного, комнатного сзаадя^^немож^жел^ Германа («Т&ерман^ и*Дрротея»). Он бессознательно Стремится К более 7^g^Tgn5TThTM трцаодтд%1, 5тод^.я ступень — его союз с а н т и ч н е ^ Еленой, который ттптггар^_^^тдп7гцяйррвать ж и з н ь , п_о,свя_цщнную _искусству. Фа^?от7 окруженный аркадскими рощами, н_а_время находит усцокоение в союзе с прекрасно^Г