
* Данный текст распознан в автоматическом режиме, поэтому может содержать ошибки
ГАЗЕНКЛЕВЕР [351—352] ГАЗЕНКЛЕВЕР и русской поэзии (Фет, В . Иванов, В . Брю сов, Кузьмин, Н . Гумилев и другие). Существует два вида подражательной европейской Г.: в первом все нечетные стихи (за исключением первого) не рифмуются» все ж е четные дают одинаковую с первым стихом рифмовку, напр-: •Днонноова отрада Краснай пурпур винограда, ТЕШНОКООВЫЙ П.4С1СЩ — другая, Третья — т а , наряда садгь, И тебе, Кнпрпда, розе Нежной — а е г Оогиня— рада» и т. д (В. г Н*ашв). Второй вид основан, помимо повторения рифм, н а повторении слова, следующего за рифмой, и дает следующий вид; *Твои глава, КАК два агата, Пера. Твои уста красива граната. Пер*. Прекрасней вет от древнего Китай До Заводного калнфата, Пери. Я первый в ыпре, и в садах Эдеыа Меня лгобнла ты когда-то, Пернв в т. д . (Гумалбл) Число строк в Г. всегда четное; вид рифмы (т. е. мужская, женская, дактилическая), размер и количество стихов — произвольны. См, ^Строфика*, Г З Н Л В Р Вальтер [Walter HasenА Е Н Е Е klewer, 1890—]—современный немецкий пи сатель, принадлежит к мелкобуржуазному крылу немецкого экспрессионизма {см.). Творческий путь Г. образует сложную кри вую, отражающую бурные и резкие пере ломы в мироощущении мелкобуржуазных групп, и х революционную направленность военного и послевоенного периода н резкое поправение в последующие годы. В творче стве Г . намечаются соответственно этому три периода: ранний, второй — период рево люционного экспрессионизма и третий — упадочный. Начав с сборника стихотворений «Бег J tin gling* (Юноша, 1913), проникнутого инди видуализмом и повышенным чувством жиз ненных наслаждений, Г . получает громкую известность своей предвоенной драмой «Пег Sohn» (Сын, 1914). Позднее она считалась первой крупной драмой экспрессионизма, между тем вне ее театральной интерпретации она лишь намечает основные черты экспрес сионистической драмы — схематизирован ный образ, раздробление композиции на ряд сцен и д р . Тематика «Сына» — т и п и ч н а я д л я раннего экспрессионизма антитеза отца и сы на, к а к символ более нгирокого противоре чия между молодым поколением и тиранией власти, государства. Однако стержневой образ сына неясен и по существу не выхо дит за пределы индивидуалистических тен денций первых стихов ГВойна и революция резко сдвинули вле во фрондировавшую перед войной мелкую буржуазию. Г . стал широко популярным «по литическим поэтом^ этой воинственно на строенной тогда социальной группы. Среди многочисленных произведений революцион ной поэзии тех лет сборники Г, cTod Aufer s ten и ng>( Смерть и воскресение, 1916)и«Пег politische Dichter* (Политический поэт, 1919) занимают видное место. Их пацифистские проклятия милитаризму и насилию, к а к таковому, выражают пафос полузадушенной мелкой буржуазии. Программный «Полити ческий доэт> дает основной д л я Г . этого пе риода образ поэта к а к носителя революции духа. Тем ж е пониманием революции к а к дела личности, а не массы, дела вождя-оди ночки, отрицающего насилие, проникнута драма *Der Retter* (Спаситель). Эта драма тическая параллель «Политическому поэту» показывает погрязшую в милитаризме Гер манию у ж е подлинно экспрессионистскими приемами: действующие лица — образысхемы, доведенные до предельного обобще н и я — «поэт», «полководец» и др. — к а к аб страктные олицетворения идей «духа*, ^вой ны» и т . д. На той ж е антитезе милитаризма и пацифизма построена трагедия *Antlgone» (Антигона, 1917). Под условными именами античной трагедии — типичная пацифист ская драма экспрессионизма; античной Гре ции здесь приданы атрибуты Германии военного времени. Уже в этих пьесах схематизм образа и раздробленность композиции обусловливали характерный д л я экспрессионизма динамизм драмы. Дальнейший этап н а пути усиле ния этих тенденций, н а пути кинофикации драмы — «Die Мепаспеп*(Людш, 1918); в ос нове этой пьесы лежит хаотическое восприя тие мира и одновременно стремление к его наиболее синтетическому охвату. Сюжет превращен в обрывки ал о п т и р о в а н н ы х дей ствий, все тот ж е образ жертвенной любви обобщен до предела. Уменьшению реплик до 1 — 2 слов соответствует расширение ре марок. Дробление сцен доходит до пределов кино-кадра. До кино здесь один шаг, логич но сделанный Г . «Die Pest* (Чума, 1920) — уже не* драма, а фильм д л я чтения, форма уже наполовину внелитературпая. Если элементы мистицизма и пассивно сти заметны даже в «революционных» дра мах и лирике Г . , то в последние годы, со спадом революционной волны, Г . откры то отходит от принципов интеллигентской «духовной» революции. Объяснение этому дает комедия «Die Entscheidung* (Решение, 1919)—едкая сатира иа германскую рево люцию и поворотный пункт в творчестве Г . Не выиграв ничего от революции» немец к а я мелкая буржуазия, разочаровавшись, от прежнего пафоса бросается к откровенному упадочничеству и мистике. Г. уходит в мир «Jenseitaa (Потустороннее, 1920). В этой узко личной драме мистических настроений автор использооал д л я изображения мира подсоз нательного весь арсенал Метердипковскях пьес; не чужда она и грубо мистических сце нических эффектов. Тот ж е поворот к ок культизму заставляет Г. переводить и про пагандировать Сведенборга. • > З а драматизированной новеллой Бальзака «Gobseck> (Гобсек, 1921) и *Gedichte an Frauеп* (Стихи к женщинам) появились — дра ма «Mord» (Убийство, 1926) и комедия *Ein besserer H e m (Деловой человек, 1927) — но вый поворот творчества Г . Эти пьесы худо жественно незначительны, но общественно