
* Данный текст распознан в автоматическом режиме, поэтому может содержать ошибки
ВОЛЬНЫЙ стих [289 — 290] В О Л Ь Н Ы Й СТИХ формального строения определяются указан ными причинами. В . С. чаще всего пишется ямбом, причем строки его не равны друг дру гу по числу слогов, а колеблются от 1 до 15, чаще от 2 до 13 слогов (т. е. от одностопно го до шестистопного ямба), напр.: «Какого дерева попасть се не знают, Кто говорит, Что палка та клеиова, Другой твердит Дубов а, И ощупью слелцы хотят о том судить» и т. д , [13} (7) [•!) 1») {Щ (Хеишщер). Эта разновеликость строк в В . С. очень ослабляет его ритмичность — главнейшие по казатели этого: отказ от закономерного чере дования рифм и клаузул (что видно из очень высокого процента тройных, четверных и более рифм, появляющихся случайно, а не закономерно; у Хемницера и х , например — 2710 Yo) * отсутствие членения н а строфы, включение в ямб хореических и однослож ных строк («Минерва / напилась, к а к стер в а » — Сумароков; «Где сборы / Там и во ры» — Хемницер; «Но что родилось бишь / Мышь»-—Сумароков и т. п.) и т. д. В то ж е время гораздо большее значение полу чает в В . С. смысловая нагрузка его единиц, рифма становится преимущественно глаголь ной (Хемницер, 67OYo)> чрезвычайно растет значение синтаксического членения стиха (выражающееся в почти полном отказе от enjambement и в появлении «ритмического enjarnbement&, т. е. в разрыве рнтморяда, по требованиям смысла и синтаксиса, например: «Я эту ношу / Сброшу» —Хемницер, где трехстопный ямб разорван ради смысловой выразительности), строфа заменяется перио дом, к которому подгоняется рифмовка, и т. д. Короче, детальный анализ В . С. позво ляет его определить к а к стих с повышенной смысловой нагрузкой, которая деформирует его ритм и усиливает синтаксис, приближая его к разговорному языку, развивая в нем сказовую, выразительную интонацию, выде лял при помощи коротких строк наиболее выразительные места. Например: s Частично В . С. употреблялся и другими жанрами, тяготевшими к разговорному я з . (эпическим — «Душенька» Богдановича, дра матическим — «Горе от ума* Грибоедова, «Маскарад* Лермонтова), но основная линия его развития — это басня: одновременно с ее развитием в X V I I I в . , снижением в X I X в . и возрождением в X X в , в творче стве Д . Бедного — развивается, снижается и возрождается В. С. Он таким образом и в своем строении и в своем развитии не самостоятелен, а тесно слит с жанром, им определен. Следовательно причины, вызвав шие его развитие, нужно искать в тех со циальных условиях, которые определяли развитие жанра; мы здесь уже целиком от рываемся от узко формальной трактовки стиха и переходим к социологическому его объяснению (которое прн данном состоянии стиховедения не может еще, конечно, пре тендовать на нсчерпьшающую полноту). Пле ханов («История русской общественной мыс ли») в особенности подчеркивает тот «просве тительский» характер русской литературы X V I I I века, который определялся своеоб разными общественными условиями того вре мени; это просветительство особенно сказа лось в той струе дидактики, которая играла в X V I I I в . очень крупную роль,—-отсюда понятен рост басни, которую вначале пы тались писать лирическим стихом (Канте мир, Тредьяковский, Ломоносов), к-рый не был приспособлен, благодаря своей оторван ности от разговорного языка, для дидакти ческого выражения; он постепенно и был переработан басней в В. С. В X I X в . ди дактика теряет почву, — соответственно вы рождается и В . С. (Апухтин), теряющий наиболее яркие свои черты. В X X веке у истоков пролетарской поэзии опять поды мается агитационная, дидактическая вол н а — в творчестве Д . Бедного и его школы (Батрак, Благов, авторы сатирических жур налов) —-и снова развертывается В . С. В. С. дает три модификации: основную —неурегулированный В . С. (басенный) и две побочных: а) урегулированный строфиче ский В, С, (Тредьяковский, Костров и д р . , типа «Воспоминаний в Царском селе» Пуш кина или ^Лиро-эпического гимна» Держа вина) и б) медитативный В . С. с ослаблен ной сказовой интонацией (Апухтин, Есе нин). Урегулированный В . С. впервые дает у нас Тредьяковский, неурегулированный — Сумароков («Притчи», 1763), после которого его культивирует ряд баснописцев X V I I I и начала X I X веков (А. Майков, Аблесимов, Хемницер, Измайлов, Дмитриев, Крылов и ряд других), у которых В. С. в основной своей модификации и достигает полного развития. Таким образом на примере В . С. особенно отчетливо видны те обусловли вающие строение стиха причины, которые обычно упускаются из виду при изоли рованном его изучении, благодаря чему формалисты и пытаются обосновывать явно неверное положение об «имманентном» раз витии стиха. кТы, роза, хороша в едином только дет с, А мой Приятен вкус и летоы и зимой» (Майков). Все эти и ряд других особенностей В . С. делают его наиболее пригодным д л я такого ж а н р а , который нуждался бы в стихе, макси мально передающем малейшие смысловые оттенки. Этим жанром был жанр дидакти ческий, в первую очередь басенный, т. е. именно такой ж а н р , который всегда имеет определенный сюжет и, главное, нравоучи тельную установку, выражающуюся в тех или иных кратких сентенциях, изречениях п т. п. (ем. ъБаепяя), и к-рый именно в В . С. нашел подходящую д л я себя систему выра жения. Вернее, он ее создал, потому что исторически в России В . С. возникает и раз вивается параллельно басне, которая по степенно приспособляет к своим нуждам лирический стих и обращает его в В . С.