* Данный текст распознан в автоматическом режиме, поэтому может содержать ошибки
ВАН ЭДЕН
J101 — 102J
f
ПАШИТЕ
сосланного вечно на каторжную работу прежде в Рогсрвик, а потом в Сибирь, писан ная им самим при Балтийском нортен 1764 го ду»- В. К. неправильно приписываются песни (в частности «Не шуми, мати, пеленая дуб равушка»). Автобиография эта вышла без них, и только в 1779 Матвей Комаров (см.) в свой знаменитый роман о В . К . включил разбойничьи песни. Многие из них явно литературного происхождения. Ужо из ро мана Комарова эти песни перешли в ано нимную автобиографию В . К . при поздней шей переработке; при этом количество пе сен с каждьщ изданием менялось. Лубоч ные сочинения о В . К. и роман Комарова пользовались в X V I I I в . особенным ус пехом у купечества, нозжо они спусти лись в мещанскую и частично в крестьян скую среду (см. «Лубочная литпгфа», «Газбойиичъипетш и «Русская лтп-&ра XVIII в.у>).
Библиографии; ХГ И селено извне и Ваньтгэ Каине по архийннм материалам Fcnnoeu в ей. &•Осьыиада&тый дс^л, Бартепоил, т. I I I . 1В69; С о л и Й т. о и С. Русснад история, т. I I , М,, 1Э7а, итр. 2 6 В — М о р д о в ц е в Д , , Вапькз Kauir, Исторический очерк, жури. «Древпля л воиаи Россиян. 1S7G, JV> IT—10 И О Т Д . ; 2-е иод.. СПБ., 1837; Сипоэиняй В. В , Ни истории рпмэла Х У Ш в. (Вапыш Каик), йИадс^тил Огд, русеть, на. и сдопевдоотн Ак. паук», т. V I I , кн. 2, Cj]b Ш 2 , стр. 37—191; С и п о п с ч и й В. В., Очерки по исто рии ромада, т I , вцп. 2 [ X V I I I пЛ ОПВ,, 1910 (эдееь же и библиография); Ш к а о в о и п й В и к т о р , оМмттП Комарои — мосггпрекиП авигельв, М., 192ч,
т р T н т
bock van Trouw» 1КУ7; *Miiinebtral>, 1907J; социальные сатиры (sljfibrand*, 1904, <УнIdea listen of net beloofde lamb, 1909; *Het Paliie van Circe*, 1910; *Kenterend gfttij>, 1913); затем ряд психологических романов («Van de Koele mcren dea doodfl*, 1900; *Vico Moralto>, 1909 и др.). Но в основном В, Э. — лирик (*Hot Hod van Scjiijn en Weaseri*, 3 т . ; собр. стихов в
— «Стра дание*, 1891; кпйга любви* ^Johannes Via tor*, 1892 и др.), затем примкнул, после отхода от движения Фе Nieuwe Gids* [1892/, к мистицизму и символизму. Его многочис ленные статьи по самым различным вопросам науки (лит-ры, " психологии, экономики и т. д.) собраны в 5 томах — ^Studies* [1890 — 1903 J, При разложении движения 80-х годов В. не примкнул ни к чистым эстетам, ни к социалистам. Он проповедывал мелкобур жуазный христианский социалшм и паци физм. Лекции, читанные им на эти темы, изданы под заглавием *De biijde Wereld* (Веселый мир, 1903). В целях этой пропа ганды он основал на кооперативных нача л а х колонию «De Eendracnts, а после ее распада предпринял поездку в Америку в этих ж е целях-[1908—1909]. Ван Эден напи сал очень много: трагедии, отличающиеся своей музыкальностью и символическими приемами (*De Broederss, 1894; *Lioba, ееп
ВДПЛ1ТЕ [Вшьна академ!я пролетарсьico&i л!тератури] — название украинской литературной организации, существовавшей на Украине с декабря 1925 по 1928 и сыграв шей значительную роль в литературной борьбе. В состав этой организации вхо дили лучшие советские украинские писа тели-коммунисты и беспартийные: Мыкода Хвыльовый, Мыкола Кулиш, Ол. Досвйтный, Павло Тычина, И в . Сенченко, Ол. Слисаренво, Петро Панч, Мыкола Бажан» Юр. ЯновськиЙ, Ю р . Смолыч, Ив, Днипровський, Ол. Коиыленко, М. Яловый и д р . До возникновения этой лит-ой органи зации на Украине главнейшими организа циями считались: союз пролетарских писа телей «Гарт* (см.) я союз селянских писа телей «Плуг*, причем обе эти организа ции были преимущественно организациями культуpuo-rtpосветительными, что отвлекало их от непосредствен но творческих лит-ых задач. На этой почве развивалось много от рицательных явлений (карьеризм, чванство, кумовство, некультурное отношение к ли тературному творчеству, засорение органи заций случайным элементом, упрощенство и т. д.), а лит-ая продукция качественно росла очень медленно. В 1925 М- Хвыльовый, идейный вождь В . , начал резко выступать в печати против перечисленных отрицательных явлений в л и тературной жизни на Украине, усматривая в упрощенстве, графоманстве, -щроевггянстве* и т. п. влияние к у л а к а («куркуля»); точно так же резко выступал он и против тенденций прояияциадияма в украинской лит-ре и культуре вообще. Н о , выступая в общем справедливо за повышение лит-ой квалификации и против указанных яшиший М, Хвыльовьтй стал тг иационалнетичп-скую позицию борьбы двух культур (русской и украинской) в условиях диктатуры п р о летариата и выдвинул лозунг отмежеванйя от Москвы, ориентации на Европу, единения
t
1*