
* Данный текст распознан в автоматическом режиме, поэтому может содержать ошибки
Б Б ЫЛИН Т Е Р М И Н — р у с с к и е эпические песни, сохранившиеся главным образом в ус тах северного крестьянства под названием «старин», «старин» и «старинок». Термин бы лины искусственный, введенный в научное употребление в 30-х годах X I X века люби телем ученым Сахаровым на основании упо минаемых в «Слове о полку Игоревен [кон, & X I I в.] «былинах сего времени». У северных «сказителей» (исполнителей, певцов) име нем старин обозначаются иногда также не которые эпические д у х о в н ы е стихи (см.) и многие и с т о р и ч е с к и е п е с н и , гл. обр., X V I — X V I I в в . В научной лит-ре обычно эти произведения рассматриваются отдельно, хотя по существу некоторые эпи ческие духовные стихи и особенно длинные исторические песни отнести к особому фоль клорному жанру труднее, чем былины. Несмотря на огромное количество ученых работ, посвященных былинам, последние до сих нор во многом остаются не разъяснен ными и загадочными. И С Т О Р И Я С О Б И Р А Н И Я Значительную труд ность создает то обстоятельство, что до нас не дошло, а может быть вовсе не имелось, записей былин ранее начала X V I I века. Самые старшие Б . записи имеют всего лишь 300-летнюю давность. Принимая ж е во вни мание неизбежную изменчивость всякого фольклорного текста в устной передаче из поколения в поколение, приходится при знать, что даже наши древнейшие записи Б . не сохранили Б . в их первоначальном содержании и форме. Более поздние записи былину сделанные учеными собирателями из уст народа в X V I I I — X X в в . , вполне есте ственно включили в себя ряд еще дальней ших «наслоений» и подверглись ббльгаим или меньшим изменениям и привнесениям со стороны длинного ряда поколений отдельных сказителей. Восстановление первоначаль ного вида каждой Б . и ее дальнейшей эволю ции может быть (и то относительно) сделано лишь на основании внимательного сравнения и сопоставления всех дошедших до нас ва риантов Б . к а к старых, так и новых записей. Ддтературная энциклопедии, т Ц Этим объясняется, почему ученые фольк лористы так дорожат каждой старой руко писью с былинным текстом и каждой но вой записью Б . на один и т о т ж е сюжет, Б . сюжетов насчитывается всего около 40,запи сей ж е Б . текстов сейчас накопилось свыше 1 500 номеров. Древнейшей записью русских эпических песен является запись исторических песен, почти современная воспеваемым в них со бытиям, сделанная для англичанина Р и ч а р д а Джемса, шившего в России в 1619— 1620. Собственно Б . текстов в рукописях X V I I в . дошло до нас пять. Самым древ ним рукописным текстом является «Сказа ние о киевских богатырях, к а к ходили в Царьград и к а к побили цареградских бога тырей и учинили себе честь» (в конце текста это «Сказание» названо «Богатырским сло вом»). Этот и им подобные рукописные тек сты Б . X V I I в . надо рассматривать вместе с другими рукописными Б . текстами X V I I I и начала X I X вв. Сейчас в науке известно таких старинных записей X V I I — X I X вв. Б . — 24 номера (Огатья проф. Б . М. Соколова в журнале «Этнография», 1926, № 1—2), излагающих семь Б . сюжетов (Сказание о 7 богатырях, Б . о Михаиле Потыке, Алеше Поповиче и Тугарине, Ставре Годиновиче, Михаиле Даниловиче, неизвестная былина и былина об Илье Муромце и Соловье р а з бойнике); среди них наибольшее количество рукописных текстов передает последний сюжет. Эти записи былин сделаны конечно не с научной целью, а в целях заниматель ного чтения. Недаром они в своих заглавиях носят характерные д л я книжной лит-ры X V I I — X V I I I веков названия—«Слово», «Сказание» и «История». Читателями этих текстов были, судя по записям на рукопи с я х , представители средних и низших к л а с сов указанной эпохи. От середины X V I I I в. дошел до нас замеча тельный сборник былин, составленный каза ком К и р ш е й Д а н и л о в ы м для у р а л ь ского богача заводчика Демидова и заклю чавший в себе свыше 70 песен. Несколько